Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 335 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



А.Н. КОЛОДНЫЙ. СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ КОНФЕССИЙ УКРАИНЫ: МОТИВЫ, ФОРМЫ, ПРОБЛЕМЫ – Москва, Узкое, сентябрь 2011

Печать

 

доклад, прочитанный на Международной научно-практической конференции "Религия как социальный феномен" – Москва, Узкое, 5 сентября 2011

 

Анатолий Колодный

Всю свою деятельность каждая конфессия рассматривает как служение. При этом само служение четко разделяется на два вида. Главным из них является служение Богу, богослужение, то есть вертикаль. В Православии есть даже специальная книга «Служебник», содержащая тексты неизменяемых молитв, произносимых священником и дьяконом на ежедневном богослужении (вечерня, утреня, литургия и проч.) Условия существования православия и в царские годы, и в советские способствовало тому, что свое служение оно ограничило лишь вертикалью - богослужением.

Второй вид служения – социальное, т. е. деятельность религиозных институций в общественной среде своего бытия. Долгое время последнему, т.е. горизонтали, исторические церкви не уделяли должного внимания, ограничивая себя вертикалью – служением Богу и святым. Гипертрофированное внимание к трансцендентным (вертикальным) ценностям не без основания породило представление у верующих о безразличии православной церкви к их повседневным нуждам, их земным (горизонтальным) интересам.

Но в последнее десятилетие современного верующего-христианина все меньше интересует «вертикаль». Люди все меньше верят в миф о потустороннем мире и необходимости всю свою жизнь посвятить подготовке к будущему пребыванию в нем. Для сегодняшнего верующего важным является не где-то и потом, а сейчас и здесь. Перенесение центра тяжести религиозной жизни с «небес» на «землю» повышает ценность земной жизни, личностную самооценку верующих, вопросы преуспевания в деятельности в реальном мире. Вместо дистанцирования от мира, поскольку он будто бы лежит во зле, происходит расширение в различных формах участия христианских организаций «в делах мира». Имеет место тактика большей открытости миру. Именно это побуждает конфессии выражать свои притязания уже на все сферы земной жизни человека.

Социальное служение Церкви основывается на ее социальной доктрине – совокупности специальных социально-политических, социально-экономических и этических концепций, изложенных в официальном документе той или иной конфессиональной институции, принятом на ее Соборе. Мы знаем, что социальная доктрина католицизма начала формироваться лишь с 1891 г. принятием энциклики папы Льва ХІІІ «Рерум новарум». Московский патриархат свои «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» принял на Архиерейском соборе лишь в августе 2000 г. Протестантские конфессии выпустили совместный документ «Социальная позиция протестантских церквей» лишь в 2003 г.

Но как католическая, так и православная социальные концепции не детализируют вопросы именно социального служения своих Церквей. Если социальные доктрины четко, по проблемно разработаны, состоят из элементов, находящихся в определенном содержательном единстве, то текстов о природе социального служения, социальной деятельности в них нет. Больше того, когда мы просим некоторые Православные Церкви, в частности Киевского Патриархата, написать нам статью об их социальном служении, то они (скорее прикрывая свою бездеятельность в этой сфере) заявляют, что призванием Церкви является - вести человека к Богу.

Социальная деятельность религиозных организаций характеризуется многовекторностью направлений их работы и, что самое главное – постоянным поиском ее новых форм и тех сфер, где такая работа является необходимой и полезной земному человеку, всему обществу. Отметим, что это характеризует в той или иной степени все христианские конфессии.

В отличие от социальной деятельности других общественных организаций, религиозные общины считают, что свое служение они проводят, реализуя социальные проекты при помощи дарованной им силы Всевышним. Он будто бы присутствует в их земном служении.

Социальное служение христианские общности проводят за счет добровольных подаяний и спонсорских поступлений, полученных от благотворительных организаций, частных лиц, единоверцев как в Украине, так и за границей, путем создания для этой цели специальных благотворительных институтов, волонтерского движения. Президент Всеукраинской христианской ассамблеи София Жукотанская считает, что в Украине 75% христиан работают в социальной сфере. Правда, стоит уточнить, что такая констатация в большей степени отражает имеющие место по степени активности и разнообразию выражений тенденции скорее в среде верующих-протестантов. Она меньшим образом характеризует католиков и еще меньшим - православных.

Сегодня целевой группой, на которую направлено социальное служение религиозных организаций, являются прежде всего обездоленные люди и люди, находящиеся в тяжелых жизненных условиях. Одной из наиболее проблемных групп населения в Украине являются пожилые люди. Среди них много малообеспеченных, одиноких, даже без места проживания, бомжей. С каждым годом процент пожилых увеличивается. Ныне он составляет где-то 30% от всего населения страны. Учитывая ситуацию пожилых людей, первоочередной задачей социальной политики религиозные организации считают обеспечение элементарных жизненных потребностей нуждающихся и оказание им медицинской помощи[i].

Одним из главных объектов внимания религиозных институтов при реализации ими своих социальных проектов являются малообеспеченные, нуждающиеся, беспризорные, бездомные. Согласно современным оценкам, 26,7% населения Украины можно отнести к категории бедных. В стране есть еще и 65 тыс. детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы. Религиозные организации взяли на себя также и их материальное обеспечение. Так, проект «Дети улицы» Церкви Адвентистов седьмого дня предусматривает обеспечение этих детей бесплатными обедами, оказание им помощи врачей, психологов, проведение с ними тематических бесед, развлекательных мероприятий и др.[ii].

Рост наркозависимости является одной из серьезнейших проблем украинского общества. Официально у нас фиксируется около ста тысяч алкоголиков, а неофициально – больше миллиона. При непосредственном участии религиозных организаций разных конфессий во многих населенных пунктах страны созданы центры реабилитации нарко- и алкозависимых, дома-интернаты «Путь к свободе», основной целью которых является реализация программы освобождения людей от этой зависимости[iii].

Робота с безработными также входит в разряд социального служения конфессий. Согласно данным Государственного Комитета статистики, уровень только зарегистрированной в Украине безработицы составляет около 3%, а незарегистрированный еще больше – где-то свыше 7%. Недостаточное количество рабочих мест даже с минимальной зарплатой породило трудовую миграцию. По разным оценкам от 2,5 до 7 млн. украинцев находятся сейчас на заработках за пределами страны. Осознавая причины этого, религиозные организации пытаются создавать малые предприятия. Они не только создают новые рабочие места для ищущих работу, а выступают средством профилактики выезда за границу женщин и мужчин трудоспособного возраста, предотвращения сиротство детей при живых родителях. Так, религиозными организациями создаются швейные мастерские, в которых бесплатно проходят обучение новым для них профессиям женщины и девочки из малообеспеченных семей. Церковь Иисуса Христа Святых последних дней обучает слесарному и столярному мастерству, ведению тепличного хозяйства, хлебопекарному делу[iv].

Новое направление социальной деятельности - работа с женщинами. Во-первых, это проведение бесплатного тестирования беременности и консультирование беременных женщин. Во-вторых, это проведение презентации по вопросам внутриутробного развития ребенка, занятия по вопросам полового воспитания подростков. Проводится индивидуальное консультирование для женщин, страдающих от пост-абортного синдрома. Так, Мальтийская служба помощи проектом «Естественное планирование семьи» обучает христианским принципам формирования и сохранения семейных уз.

В последнее время активизировалась деятельность созданных религиозными организациями новых заведений бесплатного питания, открылись учреждения по оказанию бытовых услуг инвалидам, ветеранам войны и труда, одиноким людям пожилого возраста по месту их проживания, расширяется сеть оздоровительных лагерей для детей-инвалидов и сирот, детей из малообеспеченных семей, проводится душепастырская работа в домах инвалидов, детских домах и интернатах, учреждениях исправительной работы для несовершеннолетних правонарушителей.

Заметено расширилась в последние годы сфера медико-миссионерской работы религиозных организаций. Кроме функционирования реабилитационных центров по лечению и профилактике наркомании, курения и алкоголизма, объектом внимания их стали и другие заболевания. В частности, над решением этих вопросов работают Ассоциация православных врачей Украины, Всеукраинское общество медиков-христиан, Медицинская ассоциация Евангельских христиан-баптистов Украины, Адвентистский международный медицинский центр и областные медицинские христианские ассоциации. Во многих протестантских конфессиях действуют врачи-волонтеры и инструкторы по вопросам здоровья[v]. Налажена также медицинская опека больных на дому (Каритас-Спес) с оказанием бесплатных медицинских услуг для малообеспеченных семей независимо от их конфессиональной принадлежности. Действуют медицинские клиники на колесах, в частности, организованные Украинской Лютеранской Церковью стоматологическая и педиатрическая, мобильность которых дает возможность выезжать в сельскую местность, где сейчас существует большой дефицит врачей. Решается вопрос создания постоянно действующих христианских госпиталей, консультативно-диагностических центров, сети бесплатных аптек и др.

Активное сотрудничество отечественных религиозных организаций со своими единоверцами из-за рубежа предоставляет большие возможности в реализации в стране многих общих социальных программ. Наблюдается тенденция возрастания объемов гуманитарных грузов, присылаемых в Украину международными религиозными организациями различных конфессий, в основном католических, протестантских и харизматических. Так, в 2007 г. мы имели 17248 тонн против 15768 тонн в 2005 г. Увеличение грузопотоков характерно в основном для церквей баптистов, пятидесятников, лютеран, адвентистов.

Наряду с названными выше формами социального служения религиозных организаций, ориентированными в основном на потребности проблемных слоев населения, ряд протестантских конфессий уже акцентируют свое внимание и на других категориях граждан, особенно на молодежи. С этой целью ими создаются центры духовной жизни и социальной помощи, в которых функционируют библиотеки, компьютерные классы, интернет-клубы, школы искусства и спорта (например, театральное и спортивное служение при Церкви «Посольство Боже»). Усилиями религиозных объединений проводятся фестивали детского творчества и самодеятельности, конкурсы рисунков. Популярными становятся организованные христианские Центры знакомств, христианские кафе, разнообразные курсы по изучению иностранных языков. Мормоны помогают людям изучать их родословную.

Активной новейшей формой евангелизационной, а заодно и социальной работы можно также считать детские и юношеские лагеря (летние и во время каникул в разное время года), деятельность детских и молодежных клубов общения, детских центров[vi]. 

Социальное служение религиозных организаций актуализировало ряд важных разновекторных проблем. Прежде всего - это отсутствие при расширении социальной деятельности соработничества их и с государством, и с иноконфессиональными институтами. Первый вектор проблем объясняется прежде всего законодательной неурегулированностью вопросов регламентации взаимоотношений между соответствующими государственными учреждениями и религиозными организациями в вопросах воспитания и определения статуса детей-сирот, детей, лишенных родительского попечительства, детей, находящихся в интернатах и требующих постоянного внимания. 

Не урегулирован также вопрос предоставления религиозным организациям права на участие в тендерах Министерства образования, молодежи и спорта по проведению социальных программ. Именно отсутствие правовой возможности для религиозных организаций принимать в них участие приводит к парадоксальной ситуации, когда организации, имеющие и большой человеческий ресурс, и опыт ведения соответствующей деятельности искусственно оказываются вне круга субъектов таких конкурсов, с которыми в последующем сотрудничает названное Министерство[vii]. Впечатление складывается такое, что государство вовсе не заинтересовано в поощрении оказания помощи своим же согражданам. За границей организовано это наоборот: государство делает все, чтобы дать возможность Церкви и ее благотворительным организациям работать, поскольку понимает, что это является решением многих социальных проблем. Наверное, следовало бы Верховному Совету Украины принять специальный закон по вопросу правового обеспечения благотворительной деятельности религиозных организаций, предварительно рассмотрев это на специальных парламентских слушаниях. 

Другой преградой на пути выполнения социальной миссии Церкви является то, что ни одна из существующих в Украине конфессий не имеет официального разрешения на опекунство интернатов, детских домов или даже отдельных сирот. Все, что делается сегодня, делается исключительно на общественных началах. Скорее всего это объясняется тем, что государство пытается не допустить межконфессионального противостояния, какой-то конкуренции между конфессиями при роботе на одном и том же объекте благотворительности. Это наблюдается и в тюрьмах, и в домах престарелых, и в школах-интернатах, в детских домах и др.

Социальное служение – затратное мероприятие. Учитывая то, что возможные благотворители не часто бывают в храмах, а те, кто служит объектом благодеяний, ограничены в возможностях. Государство должно было бы решить вопрос прямого финансирования некоторых видов благотворительной деятельности религиозных организаций.

Близкой к нашей теме является и другая проблема. Церкви готовы взять на себя заботы о бездомных детях, больных, но при этом хотели бы возвратить себе здания тех приютов и больниц, которые до 1917 г. им принадлежали. Сегодня там находятся какие-то государственные структуры, учебные заведения, что-то другое. Например, непонятно, как действовать в ситуации, когда Немецкая Лютеранская церковь Украины готова создать на базе Одесского областного туберкулезного диспансера современный диагностический центр, но при условии возвращения ей в собственность помещения, которое когда-то принадлежало немецким лютеранам.

Тот факт, что в реализации своих социальных проектов религиозные организации действуют сепаративно, дает основание для вывода, что социальное служение для них предстает скорее лишь как одно из выражений миссионерской работы. Каждую конфессию беспокоит ее имидж. Она пытается поднять его в глазах общественности также и путем развертывания своего социального служения, разнообразия его форм. Благотворительность служит для конфессий средством приумножения своих последователей, людей, симпатизирующих ей, часть которых, в конечном итоге, приходит в общины.

Но такая ориентированность благотворительности приводит к потере ею своего основного функционального признака – творение благих дел. Цель ее тогда уже не благо, а корысть.

Считаю также, что благотворительность не следует превращать и в межконфессиональную конкуренцию, рекламируя в СМИ какую-то конфессию путем сопоставления ее благотворительной деятельности с другими. Формы, масштабы и размеры благотворительности зависят от различных факторов. Одно дело, когда организация разворачивает свою благотворительную деятельность за счет поступлений гуманитарной помощи от своих зарубежных единоверцев, а другое - когда это благодеяние конфессия проводит на основе получаемых пожертвований лишь от своих верующих в Украине. Понятно, что последняя деятельность есть более благородная, ибо «каждый кашу сварит, если пшено будет». Знаем, что в этап нынешнего религиозного возрождения наши исторические церкви вступили материально ограбленными социалистическим государством. Сейчас много средств от них требуют ремонты культовых сооружений, подготовка кадров, налаживание системы образования и издательской деятельности и др. Они не имеют своих постоянных споносоров-благодетелей где-то за границей. Поэтому их благодеяние не следует сопоставлять с теми, кто имеет зарубежных единоверцев. В благодеянии не может быть голого цифрового сравнения, поскольку оно в нем не работает, Благодеяние – это не сфера соревнований.

Еще один вопрос – благодеяние и национальное достоинство. Благотворительные организации большинства конфессий у нас функционируют в роли посредствующего звена, а поэтому не являются самодостаточными. Они скорее выполняют роль распределителя присылаемой из-за границы гуманитарной помощи. Автору пришлось бывать за границей в ряде центров, где формируется эта гуманитарная помощь. Оказывается, что при этих центрах существуют магазины, в которые поначалу выставляются на продажу новые поступления. Не купленное потом собирается, упаковывается и отправляется в ту или иную страну. Я видел подготовленные для отправки в Донецк лекарства, срок годности которых уже был на исходе. У нас в Украине о такой ситуации говорят: «На тобе Боже, что нам не гоже». Не превращают ли нас этим наши благодетели в свалку ненужных вещей. Давайте подумаем, принимая такую гуманитарную помощь, над тем, не унижаем ли мы этим свое достоинство.

Понятно, что значительно больше пользы принесли бы обществу скоординированные социальные программы. Речь идет о создании широкой сети многофункциональных Центров помощи людям с особенными потребностями. Считаю, что такие Центры возможны лишь при соединении усилий Церквей, общественных и государственных организаций. Важную роль в этом сыграло бы образование специальной структуры по координации социальной работы религиозных общин при Всеукраинском Совете Церквей и религиозных организаций.

Здесь важно осознать еще и то, что благотворительная деятельность религиозных организаций ныне ориентируется на потребности нуждающихся в пище и одежде. Но мы должны жить перспективой и верить в то, что со временем благотворительность ради «куска хлеба» и «тряпки от наготы» утратит свой смысл. По моему мнению, благотворительность конфессий в перспективе должна найти свое выражение в создании благотворительных больниц, школ искусств и спорта, столовых или домов для людей пожилого возраста и одиноких, детских садов или домов, прокатных пунктов, ломбардов, ремонтных мастерских, библиотек, юридических консультаций, домов отдыха и санаториев, предприятий по производству товаров для нуждающихся и др. Одна конфессия не может взять на себя реализацию хотя бы какого-то из названных проектов. Жизнь сама диктует необходимость кооперации. Резюмируем сказанное выше словами епископа-католика Станислава Широкорадюка: «В направлении социального служения есть большие возможности сотрудничества со стороны различных конфессий, и в этом может быть действительный и деятельный экуменизм»[viii].

Социальное служение – это большая и все более усложняющаяся сфера деятельности религиозных организаций. В его проведении конфессии встречаются со многими трудностями. Этой работой должны были бы заниматься соответственно подготовленные специалисты, хорошо разбирающиеся в вопросах права, бизнеса, менеджмента и др. Уже пора даже в светских школах готовить специалистов по организации благотворительности. В духовных учебных заведениях некоторых конфессий, в основном протестантских, уже читаются курсы по вопросам социального служения.

Таков опыт социального служения религиозных организаций Украины.

Автор: Анатолий Николаевич КОЛОДНЫЙ - доктор философских наук, профессор, заместитель директора, руководитель Отделения религиоведения Института философии им. Г.С. Сковороды Национальной Академии наук Украины, Президент Украинской Ассоциации религиоведов



[i] См.: Гаврілова Н. Урізноманітнення виявів соціального служіння релігійних спільнот // Україна релігійна: прогнози релігійного життя. К, 2008. С.70-78.

[ii] Ганулич П.В.Соціальна діяльність Адвентистів сьомого дня в міжнародному контексті // Актуальні питання міжконфесійних відносин. К., 2005. С.157-160.

См.: http://love-home.оrg.ua/program/

[iv] Церква Ісуса Христа Святих останніх днів// Релігійна панорама. 2000. №4. С.62-69.

[v] См.: Медико-місіонерська школа Церкви Адвентистів сьомого дня зробила свій перший випуск //Релігійна панорама.2007. №3. С. 190.

Християнські молодіжні табори //Режим доступа: http://www.cciukraine.оrg/

[vii]Пріоритети державної політики в галузі свободи совісті: шляхи реалізації. К., 2007. С.121-127.

[viii] Широкорадюк Станіслав. Проблеми соціального значення в діяльності Римсько-Католицької Церкви в Україні //Україна-Ватикан. Матеріали міжнародної наукової конференції.  К., 2009. С.165-166.

 Rambler's Top100