Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 347 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



А.Е.СЕБЕНЦОВ. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГОРОДА МОСКВЫ КАК СУБЪЕКТА ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ – Москва, Узкое, сентябрь 2011

Печать

 

- выступление на Международной научно-практической конференции «Религия как социальный институт» Москва, Узкое, 5 сентября 2011

 

 

Андрей СебенцовМосква – один из крупнейших городов Европы с населением около 11 миллионов человек, столица Российской Федерации, субъект Российской Федерации со своим собственным законодательством и правительством. В Москве сосредоточены громадные культурные ресурсы, в том числе памятники истории и культуры народов России (примерно полторы тысячи памятников федерального значения, три с половиной – регионального[i]), 25 из 62 объектов культуры России, включенных в свод особо ценных, 3 объекта всемирного наследия под охраной ЮНЕСКО. Все три – Новодевичий монастырь, храм Вознесения в Коломенском, Кремль с Красной площадью – имеют религиозную доминанту. Не случайно, что многие из указанных объектов культурного наследия – храмы и другие религиозные комплексы, в которых развивается и религиозная жизнь.

Исторически сложилось, что Москва была не только столицей России, но и центром православия. В столицу приезжали и жили в ней представители разных народов, что повлекло создание храмов различных религий, и процесс этот продолжается, приобретая в современных условиях новые черты – здесь растет исламское население, активно развиваются протестантские общины, обосновываются новые религиозные движения, возникает конкуренция за души, а следовательно, и поводы для напряженностей и конфликтных ситуаций если не религиозного характера, то связанные с вопросами свободы вероисповедания. Сегодня Москва концентрирует в себе многообразие религий, причем столичный статус города привел к тому, что в нем 84 религиозных центра и ряд представительств российских централизованных религиозных организаций – например, Центрального духовного управления мусульман, Координационного центра мусульман Северного Кавказа и другие.

В Москве по данным Минюста России на 1.01.2010  г. (на 1.01.2008) всего зарегистрировано 810 (710) религиозных организаций (централизованных и местных, образовательных и административно-управленческих). В числе более чем 40 вероисповеданий представлены православие – 287 (253) организаций, старообрядчество – 7 (8), ислам – 20 (16), иудаизм – 39 (29), буддизм – 15 (13),  протестантизм – 326 (290), католицизм – 14 (8),  лютеранство – 10 (6), армянская апостольская церковь – 5 (4), прочие – 87.

Конфессиональная структура Москвы не полностью характеризуется официальными данными и отличается от общероссийской в силу особенностей состава населения и ее столичного статуса. Данные, приводимые самими религиозными организациями, могут существенно отличаться от основанных на государственной регистрации, как в силу наличия нерегистрируемых религиозных групп, так и иной природы учета своих организаций. Так, в выступлениях Патриарха Московского и Всея Руси на ежегодных епархиальных собраниях Москвы приводятся данные о числе храмов, приходов, отличающиеся от численности религиозных организаций – юридических лиц, которые учитываются органами юстиции. Например, если зарегистрированных православных религиозных организаций в Москве 287 (на 1.01.2011 г.), то в докладе Патриарха Кирилла в декабре 2010 года были упомянуты 271 храм, в которых совершается богослужение, 39 храмов, в которых служение не возобновлено, и 8 монастырей.

Одна причина отличия официальных данных от фактических состоит в том, что если православные религиозные объединения в основном регистрируются и учитываются как организации, то среди объединений других религий много религиозных групп, действующих без регистрации и не обозреваемых властями. Среди неправославных религиозных объединений обычной является ситуация, когда на одну организацию приходится 2 – 3 религиозных группы. Мусульманские объединения нередко создают «подпольные» частные мечети в жилых помещениях, поскольку получить земельный участок для строительства в Москве им сложно, а количество мусульман велико, особенно среди мигрантов. Другой из причин наличия большого количества неконтролируемых государством религиозных групп является норма Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», предусматривающая 15-летний срок отложения регистрации с момента объявления о создании религиозной группы, вместе с препятствиями, создаваемыми необходимостью проходить религиоведческую экспертизу.

Немало проблем с размещением культовых зданий. В городе 462 отдельно стоящих общедоступных культовых здания, но в новых спальных районах явно недостаточно православных храмов, в городе только 4 официальных мечети – при значительном увеличении числа последователей ислама в Москве. По сообщениям СМИ со ссылкой на данные ГУВД Москвы, на праздник Ураза Байрам 30 августа 2011 г.  к Соборной мечети на проспекте Мира пришли около 55 тыс. мусульман, а всего в мечети и к мечетям пришли 95 тысяч верующих. Для их размещения в культовых зданиях нужны бы десятки мечетей. На более чем 3 сотни протестантских религиозных организаций приходится всего 37 культовых зданий протестантских церквей.

 

По приблизительной оценке, количество реально действующих православных религиозных объединений в Москве превышает число зарегистрированных религиозных организаций на несколько процентов; у других конфессий численность зарегистрированных религиозных организаций и действующих без регистрации  религиозных групп близки.

 

Если сопоставить данные Минюста России по количеству религиозных организаций, имеющихся в Российской Федерации и в г. Москве, то население Москвы (10,56 млн человек) составляет 8% от населения России (130,5 млн. чел). В Москве 810 зарегистрированых религиозных организаций из 23848 имеющихся в России, т.е. только 3,4%. По структуре – если в среднем по России численность организаций «традиционных» религий составляет православных – 55%, исламских 16,7%, протестантских 21,7%, то в Москве вес православных – 36%, исламских 2,2%, протестантских организаций 40%. В связи с этим понятна озабоченность Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла недостаточностью православных храмов в спальных районах, которую призвана восполнить программа строительства 200 (а в перспективе Патриарх видит 600) типовых храмов[ii]. Программа-200 (при сохранении «статуса кво» по храмам остальных религий) способна повысить долю православных религиозных организаций с 36 до 48% - при среднем по России уровне 55%. С другой стороны, если 64% религиозных организаций не принадлежат к РПЦ, то и государственные органы не могут быть нацелены на сотрудничество в основном с православием, в том числе в строительстве храмов. Иначе может образоваться «серая зона», в которой процессы будут иметь недостаточно контролируемое развитие, при том, что история демонстрирует крайнюю неэффективность государственного «силового» противостояния религиозным явлениям и учитывая его практическую невозможность в рамках легитимных действий в современных условиях.

Наполнение храмов (и финансирование их содержания) зависит не только от шаговой их доступности в спальных районах, но, в частности, от числа людей, готовых их посещать в силу воспитания.

 

Количество активных православных верующих Москвы можно, как и количество активных мусульман, оценить по числу принимающих участие в религиозных праздниках. Одним из самых отмечаемых православных праздников является Пасха. По сообщению[iii] начальника управления информации и общественных связей ГУВД  города Москвы В.Бирюкова «Интерфаксу», в Московские храмы[iv] в субботу и в ночь на воскресенье во время празднования Пасхи в 2011 году пришли около 217 тысяч человек, из них примерно 136 тысяч посетили службы в 278 московских храмах и монастырях. На ночные богослужения в столичные храмы пришли примерно 156 тысяч человек. В частности, в Храм Христа Спасителя около 8 тысяч человек, в Богоявленском соборе побывали примерно 6,3 тысячи, в Успенской церкви Новодевичьего монастыря - около 2 тысяч человек, в Свято-Даниловым монастыре - примерно 18,5 тысячи.

 

«Интерфакс» отмечает, что в прошлом году столичные храмы и церкви в пасхальную ночь посетили около 175 тыс. верующих, еще 250 тыс. москвичей и гостей города приняли участия в богослужениях днем в субботу накануне. Как видим, активность православных в публичном выполнении религиозных обрядов невелика, имеющиеся в Интернете подсчеты и оценки[v] показывают, что посетившие храмы во время празднования Пасхи составили менее 2% от населения, относимого к «традиционно православному», что значительно уступает активности мусульман (около 15% от примерно 600 тысяч «традиционно исламского»). И увеличение числа православных храмов за прошедший год не сопровождалось ростом числа их посетивших на праздник, которое даже снизилось.

Перспектива распространения веры и активизации религиозной практики, связанная и с вопросами развития храмовой сети, в некоторой степени зависит от распространения обучения религии.

Попробуем оставить в стороне сдвиги демографической ситуации и оценить численность детей, обучаемых религии, в первую очередь православию, в образовательных учреждениях Москвы и при религиозных организациях.

Как известно, образование в государственной и муниципальной школе носит светский характер[vi]. Преподавание светского курса Основ религиозных культур и светской этики, апробация которого с апреля 2010 года проводится в 21 регионе Российской Федерации, в Москве еще не начиналось[vii] (предполагается ввести в 2012 году). Но этот культурологический курс и не предусматривает обучение религии и религиозное воспитание. Зато в Москве имеются негосударственные образовательные учреждения, дающие наряду с общим образованием и религиозное, например, Православная классическая гимназия «Радонеж» (295 учеников), Средняя общеобразовательная школа «Православная Свято-Петровская школа» (400), «Церковно-приходская школа при храме Всех Святых б. Алексеевского монастыря» (320), «Традиционная гимназия» (400), Средняя образовательная школа «Благотворительный образовательный центр Месивта Любавич» (130), «Христианская школа им. Хинксона» (200). В числе 31 подобных школ, охватывающих примерно 5,5 тысяч учащихся (0,6% московских школьников), 2 еврейских, одна протестантская и 28 православных. Надо отметить, что в Москве негосударственные школы, имеющие государственную аккредитацию, получают государственную поддержку на обязательную часть образования (63 тыс. руб. в год на ученика) из бюджета субъекта Федерации. В Московской области, например, такая поддержка вдвое меньше.

Большое воспитательное значение имеют создаваемые при религиозных организациях катехизационные (воскресные, пятничные) школы. У РПЦ количество воскресных школ растет, и священноначалие уделяет этому процессу большое внимание. В ноябре 2009 года в Москве насчитывалось 213 православных воскресных школ, в которых обучались 9890 детей и 6566 взрослых, в ноябре 2010 – уже 226 воскресных школ, в которых обучается 10738 детей и 5738 взрослых[viii]. На фоне общего количества школьников в полутора тысячах московских школ Москвы – 796 тысяч детей (не считая 120 тысяч детсадовцев и не принимая во внимание религиозных предпочтений родителей) - это немного, православные воскресные школы охватывают только 1,35% школьников. А вместе с обучающимися в православных школах – доля детей, обучающихся православию, не достигает 2%. Можно отметить, что этот процент не превышает и доли регулярно причащающихся взрослых, и вряд ли спрос на такое начальное религиозное образование заметно превышает предложение.

Если сопоставить этнический состав населения Москвы (по данным переписи 2002 года) и количество религиозных организаций традиционных[ix] для разных национальностей религий (конфессий), то заметны диспропорции между ними и долями религиозных организаций традиционных конфессий.

Так, русских, украинцев и белорусов вместе 87,8% - а организаций РПЦ 36% (храмов - 60%); евреев 0,8 %, а иудейских организаций более 4%; татар и азербайджанцев по разным оценкам от 2,5% до 6%, и мусульманских организаций около 2,5% от общего числа религиозных организаций (храмов – менее 1%). Вместе с тем, суммарное количество православных и других христианских религиозных организаций составляет 76%, что довольно близко к доле русских, украинцев и белорусов в населении Москвы. Однако, статистические данные по национальному составу могли существенно устареть за прошедшие 9 лет и давать значительную погрешность приведенных подсчетов.

Но в любом случае, из этих данных можно сделать вывод, что конфессиональная ситуация в Москве заметно отличается от средней по России, и не может считаться беспроблемной.

Вопросами государственно конфессиональных отношений в Москве с 1991 года по 2010 занимался[x] Комитет по связям с религиозными организациями столицы. Его с 1992 по 2009 год возглавлял Н.В.Меркулов, бывший работник Совета по делам религий при Совмине СССР. На его место в апреле 2009 г. был назначен М.О.Орлов, для которого эта сфера была новой, но он ответственно отнесся к работе и даже поступил учиться религиоведению в Российскую академию государственной службы. В конце 2010 года под его руководством был подготовлен и принят правительством Москвы развернутый «План социально-значимых мероприятий в области духовно-нравственного развития и гражданского образования молодежи  в 2011 году». Однако уже в декабре 2010 года М.О.Орлов был переведен на другую работу, возглавив Департамент потребительского рынка Правительства Москвы, а в апреле[xi] путем реорганизации Комитета межрегиональных связей и национальной политики с присоединением к нему Комитета по связям с религиозными организациями был образован Департамент межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями города Москвы

Его возглавил Ю.В.Артюх (1963г.р.), выпускник факультета экономики Кубанского государственного университета. Дополнительное образование получил в Дипломатической академии МИД РФ и Академии государственной службы при Президенте России. Работал в администрации Краснодарского края. Был руководителем аппарата Комитета по делам Федерации и региональной политике Госдумы РФ. Затем – на ответственных постах в Государственной налоговой службе РФ, в Администрации Президента России. С июня 2006 года руководил Московским межрегиональным территориальным управлением Ростехнадзора. Человек с большим и разносторонним опытом, но в других сферах, и пожелаем ему Божьей помощи в нелегкой новой работе.

Москва неплохо подготовилась к реализации Федерального закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения», приняв все необходимые акты субъекта Федерации.

Планы московского Правительства, касающиеся взаимодействия с религиозными организациями, направлены на достижение главной цели – сохранения межрелигиозного мира и согласия, поддержки социальных проектов и благотворительных программ, создания условий для богослужебной деятельности религиозных организаций. Планы социально значимых мероприятий традиционно составляются с участием религиозных организаций, согласовываются с руководителями общероссийских религиозных организаций. В ежегодно принимаемом годовом плане содержится около 100 мероприятий, в которых религиозные организации участвуют совместно с государственными органами города Москвы. Город ведет финансирование реконструкции десятка религиозных объектов, выделяет (хотя и с проблемами) участки для размещения культовых объектов. С 1998[xii] (2005) года действует Межведомственная комиссия при Правительстве Москвы по оказанию финансовой помощи религиозным организациям в ремонте и реставрации находящихся в их пользовании зданий и сооружений религиозного назначения – объектов культурного наследия. За этот период из бюджета города оказана помощь в ремонте и реставрации 84 объектов 8 конфессий на сумму более миллиарда рублей. Между департаментами Правительства Москвы и религиозными организациями выстраиваются долговременные отношения сотрудничества. Темы такого взаимодействия – противодействие распространению алкоголизма и наркомании, нравственного воспитания молодежи, оказание социальной помощи беднейшим и социально незащищенным группам населения. Проводятся совместно с религиозными организациями и научные мероприятия, например, Международная конференция «Славянский мир: общность и многообразие», организованная в 2010 году Правительством Москвы, РПЦ и Институтом славяноведения РАН.

Особое внимание Правительство Москвы уделяет содействию религиозным организациям в проведении конфессиональных праздников и других массовых мероприятий, которых за год набирается около 30, и в ходе которых необходимо поддерживать безопасность и общественный порядок.

Таким образом, есть признаки того, что между властями города и религиозными организациями постепенно складывается взаимодействие, свойственное кооперационной модели государственно-конфессиональных отношений.

Вместе с тем, приходится в очередной раз отметить, что этот процесс происходит без четкой концепции, которая помогала бы на внятной, документально закрепленной основе сознательно строить отношения с религиозными объединениями, продуктивно использовать их потенциал в общественно значимых целях, избегать конфликтных ситуаций.

Правда, концепции нет и на федеральном уровне, и неясно, кто вправе принять такую концепцию для субъекта Российской Федерации, каким актом, степень ее обязательности. На федеральном уровне такой акт мог бы принять Президент Российской Федерации, опираясь на Конституцию ст. 71 пункты в, е, и ст. 80 ч. 3 – определение основных направлений внутренней и внешней политики государства. Устав города Москвы не содержит достаточно четких положений, на которые можно было бы опереться для принятия такого акта. Можно ли считать таковым п-т 17 статьи 13 – неясно, хотя Конституция РФ (ст. 72, п-т б) позволяет субъектам Российской Федерации в рамках совместного с Федерацией ведения принимать акты, касающиеся защиты прав и свобод человека и гражданина.

На этом – благодарю за внимание, и надеюсь, что затронутая мной тема построения государственно-конфессиональных отношений на уровне субъектов Федерации получит дальнейшее развитие.

 

 

Автор: Андрей Евгеньевич СЕБЕНЦОВ, кандидат философских наук, действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса, директор ГБУ города Москвы Московский центр образовательного права.



[iv] Посещение кладбищ на Пасху является традицией, не свидетельствующей о приверженности к православию, поэтому мы этот фактор не учитываем .

[vi] Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1«Об образовании», п. 4 ст. 2

[vii] поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009, распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 г. № 1578-р.

[viii] Доклад Патриарха Московского и всея Руси 22.12.2010 г. http://www.patriarchia.ru/db/text/1346828.html

[ix] Под традиционными для этносов автор понимает те религии, которые исторически вошли в основы их национальной культуры.

[x] Создан решением Исполнительного комитета Московского городского Совета народных депутатов от 4 июня 1991 г. № 975 "О Комитете по связи с религиозными организациями Мосгорисполкома".

[xi] Постановление Правительства Москвы от 16 марта 2011 г. N 76-ПП "О Департаменте межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями города Москвы и его деятельности"

[xii] До 2005 г. именовалась Межведомственная комиссия при Правительстве Москвы по объектам культового назначения - памятникам истории и культуры, подлежащим ремонту и реставрации

 Rambler's Top100