Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 250 гостей и 3 зарегистрированных пользователей на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



В.В.СТАРОСТЕНКО. РЕЛИГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ - Москва, Узкое, сентябрь 2011 года

Печать

Виктор СТАРОСТЕНКО


- доклад, сделанный на Международной научно-практической конференции "Религия как социальный институт", Москва, 6 сентября 2011 г.


Виктор Владимирович Старостенко, Узкое, 6 сентября 2011Развитие постсоветской Беларуси обусловило новый характер отношений государства и религиозных организаций, что, среди прочего, актуализировало проблему взаимоотношения образования и религии. Несомненно, что знания о религии являются неотъемлемым компонентом общей и профессиональной культуры специалиста, образованности современного человека, однако они существуют и могут преподаваться в различных формах, в том числе как светской, так и религиозной. Наиболее актуален вопрос о месте знаний о религии и форме их преподавания в учреждениях государственной системы образования, где секулярная традиция сосуществует с клерикальной тенденцией подмены светского образования религиозным, а религиоведческого, научного знания – теологическим.


О правовых основах взаимоотношения образования и религии

Современное национальное законодательство Республики Беларусь применительно к сфере образования и религии представлено главным образом Законом «О свободе совести и религиозных организациях» 2002 г. (далее – Закон 2002 г.),[i] Законом «О правах ребенка» 1993 г.[ii] и Кодексом «Об образовании» (вступил в силу с 1 сентября 2011 г.).[iii]

Реализуя конституционный принцип свободы совести, законодательство республики закрепляет светский характер государственной системы образования. В соответствие со статьей 4 Конституции Закон 2002 г. запрещает устанавливать в качестве обязательной для граждан идеологию религиозных организаций (статья 6). Статья 9 («Образование и религия») Закона 2002 г. устанавливает, что «национальная система образования в Республике Беларусь носит светский характер и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии». При этом подтверждается право граждан на равные возможности доступа к национальной системе образования независимо от их отношения к религии. В учреждениях образования не допускаются создание религиозных организаций и их анонимная или иная противоречащая законодательству деятельность. Идея «светского характера образования» заложена также в статье 2 «Основы государственной политики в сфере образования» Кодекса «Об образовании».

Утверждая данный принцип, законодательство Республики Беларусь в то же время допускает возможность взаимодействия учреждений образования с зарегистрированными религиозными организациями, но с учетом их «влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа». Сфера такого взаимодействия законодательно не включает процесс обучения, оно допускается лишь «в вопросах воспитательной деятельности» и «во внеучебное время». Основанием для этого служат письменные заявления родителей или лиц, их заменяющих (самих совершеннолетних обучающихся) (статья 9 Закона 2002 г.; статья 2 Кодекса «Об образовании»). Законодательные ограничения деятельности религиозных организаций в государственных учебных учреждениях обусловлены определяющим правом родителей в воспитании своих детей (статья 5 Закона 2002 г., статья 10 Закона «О правах ребенка»).

Какой должна быть практика образовательного процесса, чтобы соответствовать принципу светскости? Мы полагаем, что светское образование, как не преследующее цели формирования того или иного отношения к религии, может быть определено как образование, которое носит в отношении религии мировоззренчески нейтральный характер, не отдает предпочтение и не предполагает обучения какой-либо атеистической или религиозной идеологии; не направлено на катехизацию, «воцерковление» или другие формы вовлечения учащихся в религиозные организации, подготовку богословских кадров и служителей культа; не включает в себя культовые практики и исключает вмешательство религиозных организаций в деятельность государственных образовательных учреждений, в содержание учебного процесса. К терминологическому ряду понятия «светское образование» полагаем необходимым относить такие определения, как «ознакомление с религиозными традициями», «изучение религии (истории религии)», «религиоведческое образование» и т.п., к формам выражения несветского образования – «обучение религии», «религиозное (конфессиональное) образование», «теологическое (богословское) образование», «атеистическое образование» и т.п. Адекватной светской формой преподавания знаний о религии в государственных высших учебных заведениях является религиоведение, а в учреждениях, обеспечивающих получение среднего образования – религиоведческие курсы общего характера на факультативной основе.

О практике преподавания знаний о религии в государственной образовательной системе

До недавнего времени учебный курс «Религиоведение» изучался в вузах республики в качестве обязательной дисциплины. В настоящее время из учебного процесса в государственных вузах религиоведение активно вытесняется. Данная дисциплина (наряду с культурологией, этикой, эстетикой, логикой, основами права, правами человека), была объявлена новым республиканским образовательным стандартом по циклу социально-гуманитарных дисциплин 2006 г. «курсом по выбору», причем «избрать» из этих семи дисциплин при, к примеру, 4-4,5 летнем обучении, можно только один или два курса.[iv] Лишь в двух вузах (Брестском госуниверситете им. А.С. Пушкина и Могилевском госуниверситете им. А.А. Кулешова) сохраняется подготовка религиоведов по специальности «История. Религиоведение». В учебном процессе общеобразовательных учреждений специализированного и обязательного для изучения религиоведческого курса нет, некоторые вопросы теории и истории религии рассматриваются в рамках таких предметов, как история Беларуси, всемирная история, обществоведение. Светский характер носят некоторые курсы факультативного характера.[v]

В 2000-х гг. получила развитие практика сотрудничества Министерства образования с Белорусской православной церковью (БПЦ; др.: «Белорусский Экзархат Московского Патриархата»). Ее правовой основой послужило «Соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской православной церковью», подписанное 12 июня 2003 г.[vi] Соответствующие соглашения и программы сотрудничества БПЦ заключила также с территориальными органами власти и 15 наиболее значительными министерствами и ведомствами. Наиболее насыщенными из всех подписанных программ сотрудничества являются программы по линии Министерства образования.

Результатом этого сотрудничества стало, в частности, введение факультативного курса по «Основам православной культуры» более чем в 270 школах страны, реализация официально названной инновационной Республиканской программы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников и младших школьников на православных традициях белорусского народа», внедрение в ряде школ курсов «Культура и религия», «Духовные основы культуры» и т.п. Данные предметы носят не светский, а клерикальный характер, ориентированы на катехизацию обучаемых. Были открыты также 10 православных классов, 14 православных групп в дошкольных учреждениях, в г. Бобруйске – православная гимназия, и др. Действует Координационный совет Министерства образования и Белорусской православной церкви по вопросам сотрудничества. Рассмотрение вопросов о религиозном образовании неоднократно инициировалось на встречах членов Синода БПЦ с Президентом Республики Беларусь. Интересы церкви в образовательной сфере активно лоббируют также некоторые политические деятели и созданные ею общественные организации, прежде всего «Христианский Образовательный Центр им. свв. Мефодия и Кирилла» и общество «Родители и учителя за возрождение православного образования». Традиционной практикой стало проведение разнообразных «педагогических чтений» православной направленности с участием представителей государственных образовательных структур.

Попытку осуществить самый масштабный проект в области клерикализации школьного образования БПЦ предприняла после введения в Российской Федерации учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Православными «педагогами-новаторами» в Беларуси была разработана основанная на «Законе Божьем» программа курса «Основы православной культуры. Святыни белорусского народа». Курс предназначен для школьников с 1 по 11 классы, планировалось его введение с 1 сентября 2010 г., но первоначально в качестве факультатива. Полагая, что ситуация в Беларуси в области «духовного преображения системы образования» весьма близка к российской, и апеллируя к «положительному опыту», который, по его мнению, «наблюдается сегодня в вопросе преподавания «Основ Православия» в Российской Федерации», руководитель БПЦ митрополит Филарет выражал надежду на то, что этот опыт «будет воспринят и в Беларуси».[vii] Данный проект, однако, вызвал сопротивление со стороны секулярной части научно-педагогической общественности, даже официальные рецензенты заявили, что программа «не соответствует положениям закона в части научности, национальных культурных основ и светскости образования, нарушает национальные культурные основы образования и не отражает картину развития православия в Беларуси».[viii] В результате программа курса не получила грифа Национального института образования, и в силу «открыто религиозного характера некоторых ее разделов и несоответствия ряда ее утверждений исторической науке» (по заявлению представителя Министерства образования) была отправлена на «доработку».[ix]

В адресованных учреждениям образования инструктивных документах Министерства образования 1990-х – 2000-х гг. неоднократно обращалось внимание на необходимость соблюдения принципа светскости. На основе этого принципа была разработана утвержденная министерством типовая программа по религиоведению для высшего образования, ориентирующая студентов на приобретение научных знаний в области теории и истории религии, свободомыслия и свободы совести[x]. Вместе с тем, в Программах сотрудничества Министерства и БПЦ планируется участие церкви в доработке стандарта общего среднего образования, в проведении экспертизы действующих и разрабатываемых учебных программ, учебников и учебных пособий по предметам социально-гуманитарного цикла и т.п.[xi] Новая Программа сотрудничества на 2011-2014 гг. предусматривает, в частности, научно-методическое обеспечение «воспитательного процесса по православному краеведению», организацию совместной воспитательной работы в летних оздоровительных лагерях для детей и молодежи, «содействие» в пополнении фондов школьных библиотек литературой по «духовно-нравственному воспитанию в православных традициях белорусского народа», разработку государственного стандарта и базового учебного плана специальности «Теология» с квалификацией «Теолог, религиовед. Специалист по работе с молодежью и социальному служению», проведение в учреждениях образования информационных мероприятий, «направленных на профилактику негативного влияния тоталитарных сект и деструктивных культов».[xii] Примеры такого рода, наряду с попытками уравнять ученые и богословские степени в системе государственной аттестации научных кадров, сложно рассматривать иначе, как свидетельства сохранения процесса православной клерикализации государственного образования.

Определенных успехов БПЦ достигла в области высшего образования, реализованы некоторые проекты по открытию теологических образовательных учреждений и соответствующих специальностей. Так, специальность «теология» была введена на историческом факультете Витебского госуниверситета им. П.М. Машерова. Несмотря на отсутствие исторической традиции и должного правового обоснования, в Республике Беларусь осуществлен признаваемый даже церковью «уникальным для постсоветского пространства» эксперимент по созданию государственного теологического учебного заведения в составе ведущего университета страны. «Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла» Белорусского государственного университета (БГУ) функционирует с октября 2004 г. Возникла эта структура в связи с закрытием в г. Минске частного УО «Европейский гуманитарный университет», деканом теологического факультета которого являлся митрополит Филарет.

Несмотря на декларации о светском характере института, фактически он является религиозным учебным заведением. Принципу светскости явно противоречат, в частности, прием абитуриентов по характеристикам-рекомендациям настоятелей церковных приходов, существование в вузе должности духовника, обязательной катехизаторской практики и литургической учебной практики; функционирование собственного храма (часовни), участие обучаемых в богослужениях, начало и завершение всех занятий молитвой, предварение учебного года молебном и т.п.[xiii] Показательно также, что при Институте теологии функционирует воскресная школа для детей школьного возраста[xiv], тогда как по законодательству право создания воскресных школ принадлежит лишь религиозным организациям, причем без права использования помещений, принадлежащих государственным учреждениям образования (статья 9 Закона 2002 г.).

Не может также не настораживать и определение сферы профессиональной деятельности выпускников-теологов Института теологии БГУ. Предполагается, что конфессионально ориентированные специалисты не ограничатся преподаванием богословских предметов, которые действительно востребованы в религиозных учебных заведениях. Планируется, что их педагогическая деятельность может быть связана и с преподаванием религиоведческих и иных гуманитарных дисциплин в учебных заведениях всех видов и типов. Более того, сам Институт теологии БГУ на своем официальном сайте совершенно необоснованно, при игнорировании многолетней практики подготовки религиоведов в ряде университетов Республики, заявлялся «единственной в Беларуси образовательной структурой, которая подготавливает профессиональных… религиоведов в сфере светского образования»[xv]. Наряду с системой образования и научной работой возможной сферой деятельности выпускников института объявляются также органы государственного управления[xvi], где заведомо требуются не религиозно ориентированные специалисты, а критически мыслящие управленцы-правоведы, обладающие религиоведческими знаниями и ставящие во главу угла не конфессиональные, или в целом религиозные, а государственные интересы.

При этом мы полагаем, что созданная вокруг Института теологии правовая коллизия имеет юридически корректное и взаимоуважительное, с соблюдением интересов сторон, разрешение. Оно (при проявлении политической воли) возможно посредством преобразования статуса Института из государственного в религиозное («духовное») учебное заведение и передачи его в исключительную юрисдикцию Белорусского экзархата Московского патриархата.

Следует обратить внимание на то, что ситуацию с теологическими новациями в системе современного государственного образования не спасает и идея так называемого «светского теологического образования», причем уже в силу явной и сущностной алогичности последнего определения. Даже идеологи такого понятийного нововведения в Беларуси признают, что теология – это «система богопознания, которая опирается на свидетельство живого божественного откровения», и она «невозможна вне религиозного опыта»; «внеконфессиональной теологии не существует», а «университетский факультет или институт теологии должен… исповедовать догматические обязательства перед той церковью, от имени которой он обучает теологии»[xvii]. Руководитель БПЦ не скрывает, что «у нас в Беларуси, как и в России, идет процесс как бы оцерковления светского образования и наук путем устроения богословских факультетов».[xviii]

Заслуживает также внимания формулирование сторонниками теологизации государственного образования в Республике Беларусь цели этого процесса: «перспективной целью светского теологического образования является коррекция безрелигиозного и псевдорелигиозного сознания»[xix]. Подобные эксперименты в сфере государственного образования вступают в противоречие не только с законодательным принципом светскости, но и с нормами о свободе совести Конституции (статья 31) и Закона 2002 г.: «каждый имеет право на свободу выбора атеистических или религиозных убеждений, а именно: самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой» (статья 4). Кроме того, религиозное образование – это форма некультовой религиозной деятельности, а законодательство запрещает какое-либо принуждение при определении своего отношения к религии, к исповеданию той или иной религии, к участию или неучастию в деятельности религиозных организаций (статья 5 Закона 2002 г.).

Важно заметить, что одновременно с утверждением светского характера государственной системы образования законодательство республики определяет широкие возможности получения религиозного образования в конфессиональных образовательных учреждениях. Согласно Закону 2002 г., зарегистрированные религиозные организации в соответствии со своими уставами имеют право создавать для религиозного просвещения детей и взрослых учебные группы и воскресные религиозные школы (статья 9). Кроме того, за религиозными объединениями признается право создавать «духовные учебные заведения» для профессиональной подготовки священнослужителей, теологов и церковного персонала. Причем граждане, обучающиеся в высших и средних «духовных учебных заведениях», пользуются правами и льготами, установленными для студентов государственных образовательных учреждений (статья 27 Закона 2002 г.).

В настоящее время в Беларуси действуют сотни воскресных школ различных конфессий, кадры теологов и священнослужителей готовят 14, только основных, религиозных учебных заведений, 5 из которых (Минская духовная академия и духовная семинария, епархиальные духовные училища) принадлежат Белорусскому экзархату, а 9 (включая два Теологических института) – шести другим религиозным объединениям: Римско-Католической церкви, Христианам веры Евангельской, Евангельским христианам-баптистам, Христианам полного Евангелия, Адвентистам Седьмого дня и иудаизму. Государство оказывает существенную помощь в образовательной деятельности БПЦ. В частности, основные учебные заведения церкви субсидируются из государственного бюджета, в г. Минске посредством государственного финансирования ведутся работы по строительству масштабного Духовно-образовательного центра БПЦ, и др.

Таким образом, реализация правовых норм, устанавливающих светский характер государственной системы образования в Республике Беларусь, подразумевает разведение понятий и практики религиоведческого и религиозного (теологического) образования. Теология не является формой светского образования, попытки ее внедрения в государственную систему образования противоречат нормам правового поля Республики. При этом конфессиональные организации имеют все необходимые правовые возможности для осуществления религиозной образовательной деятельности без вступления в конфликт с законодательством. Естественным условием последовательного соблюдения светскости выступает взаимное невмешательство религиозных организаций и государства в компетенции сторон, реальное отделение государственной системы образования от церкви и от религиозного обучения и воспитания, что остается актуальным для современной Беларуси.


Автор: Виктор Владимирович СТАРОСТЕНКО - кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии Могилевского государственного университета им. А.А. Кулешова (г. Могилев, Беларусь).



[i] Закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях». Минск, 2003.

[ii]Закон Республики Беларусь от 19.11.1993 N 2570-XII «О правах ребенка» // Белорусский правовой портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravoby.info/docum09/part34/akt34905.htm.

[iii] Кодекс Республики Беларусь об образовании // Информационно-справочный портал Беларуси [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tamby.info/kodeks/edu.htm.

[iv] Руководящий документ Республики Беларусь «Образовательный стандарт. Высшее образование. Первая ступень. Цикл социально-гуманитарных дисциплин». Минск, 2006.

[v] История вероисповеданий и религиозных движений Беларуси. Программа факультативных занятий для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений / Автор-сост. И.А. Авдеев // Адукацыйны партал. Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.adu.by/modules.php?name=News&file=article&sid=3562. Основы религиоведения. Программа факультативных занятий для 11 класса общеобразовательных учреждений / Автор-сост. В.В. Старостенко // Адукацыйны партал. Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь [Электронный ресурс].Режим доступа: http://www.adu.by/modules.php?name=News&file=article&sid=3922.

[vi] Соглашение о сотрудничестве между Белорусской Православной Церковью и Республикой Беларусь // Сотрудничество государства и Белорусской Православной Церкви в Республике Беларусь. Сборник документов. – Минск, 2004. С. 7-10.

[vii] 4 февраля 2010 года. Приветственное слово Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси участникам заседания Координационного совета Министерства образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви по вопросам сотрудничества // Официальный портал Белорусской православной церкви [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.church.by/resource/Dir0301/Dir0302/Page2685.html.

[viii] Школьный курс по православию отправили на доработку // БелаПАН. Белорусская информационная компания «Белорусские новости» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://naviny.by/rubrics/society/2010/09/28/ic_articles_116_170621/.

Патриарх Кирилл критикует Беларусь // Народная воля [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nv-online.info/by/148/society/26990/Патриарх-Кирилл-критикует-Беларусь.htm.

[x] Религиоведение: типовая учебная программа для высших учебных заведений / сост.: В.В.Старостенко [и др.]. – Минск, 2011. [Утверждена Министерством образования Республики Беларусь 3 января 2011 г. Регистрационный № ТД-СГ.017/тип.].

[xi] Программа сотрудничества Министерства образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви на 2007-2010 гг. // Официальный портал Белорусской православной церкви [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.church.by/resource//prog_edu.rtf.

[xii] Программа сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2011-2014 гг. // Министерство образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.minedu.unibel.by/main.aspx?guid=-44403.

Официальный сайт Института теологии БГУ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.inst.by/basis/about-hist.html.; Институт теологии // Сайт христианского образовательного центра святых Мефодия и Кирилла [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.christeducenter.by/old/christeducenter.by/russian/projects/faculty/11.html

[xiv] Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла Белгосуниверситета // Официальный портал Белорусской православной церкви [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.church.by/resource/Dir0301/Dir0302/Page2451.html.

Официальный сайт Института теологии БГУ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.inst.by/basis/about-hist.html;

[xvi] Историческая информация к визиту Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Беларусь 25–28 сентября 2009 года. Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла Белгосуниверситета // Официальный портал Белорусской православной церкви [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.church.by/resource/Dir0301/Dir0302/Page2451.html.

[xvii] Довгялло, Г. А. Система светского образования и теология // Официальный портал Белорусской православной церкви [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.church.by/resource/Dir0301/Dir0302/Page0819.html.

[xviii] Митрополит Минский и Слуцкий Филарет считает введение «Закона Божия» в школах оптимальным для Белоруссии // Агентство религиозной информации «Благовест-Инфо» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=9174.

[xix] Довгялло, Г. А. Система светского образования и теология / Г.А. Довгялло // Официальный портал Белорусской православной церкви [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.church.by/resource/Dir0301/Dir0302/Page0819.html.

ReligioPolis 

 Rambler's Top100