Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 202 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



РУССКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ И СОВРЕМЕННЫЙ ТУРКМЕНИСТАН – 03.03.2011

Печать

 

Евгений МЕНЦ
– эксперт Института стратегического анализа и прогноза (ИСАП), Киргизия.


Прошедший 2010 год ознаменовался продолжением положительных процессов в жизни приходов Русской православной церкви в Туркменистане. Управляющий патриаршими приходами Туркменистана (они были выделены из состава Ташкентской и Среднеазиатской епархии в 2007 году) епископ Смоленский и Вяземский Феофилакт (Курьянов) три раза посетил Туркменистан – в феврале, апреле и сентябре, ознакомился с обстановкой на приходах, встретился с представителями властей.

В ходе последнего визита, 12 сентября, в храме св. Александра Невского в Ашхабаде епископ Феофилакт впервые за последние 12 лет рукоположил нового священника, он в дальнейшем будет нести свое служение в Туркменистане. Вместе с освящением двух храмов в 2009 году – апостола Фомы в Теджене и апостолов Петра и Павла в Абадане, – это событие свидетельствует об явных успехах Русской православной церкви в Туркменистане, в котором деятельность других религиозных организаций (кроме суннитского ислама) обычно пресекается. Сегодня в стране действует 12 приходов, некоторые из которых располагаются во временных помещениях, в них служат 15 православных священников. Это, конечно, мало для нескольких десятков тысяч православных верующих по всей стране, но определенно лучше, чем ничего.

Положение РПЦ в Туркменистане как успешное признается и церковным руководством в Москве. Так, на последнем Архиерейском соборе 2 февраля 2011 года в своем докладе Патриарх Кирилл положительно оценил здесь перспективы для возрождения православия. В частности, было отмечено, что в настоящее время благополучно разрешена проблема ввоза в страну предметов церковного обихода и духовной литературы. Последний аргумент, конечно же, заслуживает особого внимания, так как последние 10 лет по указу первого президента Туркменистана Ниязова действовал полный запрет на ввоз в страну любой литературы из-за границы, в том числе религиозного содержания. По свидетельствам прихожан, не было возможности ввезти даже Журнал Московской Патриархии. Подобный запрет на литературу других религиозных организаций тем временем действовать продолжает. В этой связи то, что договоренность о ввозе православной духовной литературы в Туркменистан все же достигнута, безусловно, также является  существенным достижением.

В том же докладе была дана оценка положению РПЦ в других центральноазиатских государствах. Так, в Узбекистане, по словам Патриарха, РПЦ до сих пор сталкивается с запретом на миссионерскую деятельность, кроме того, чинятся всяческие преграды на пути создания православных общеобразовательных школ. Трудности возникают также при регистрации новых приходов. В соседнем Таджикистане, пожалуй, самая сложная ситуация в области религиозной жизни в связи с особенностями законодательства республики. Оно ограничивает деятельность любых религиозных организаций и продиктовано «стремлением оградить общество от радикализма, прикрывающегося религией».

В остальных странах Центральной Азии – Казахстане и Киргизии, – ситуация более благоприятная. В Казахстане православие наравне с исламом является культурообразующей религией, а в Киргизии деятельность различный  конфессий не подвергается цензуре, более того, готовится к принятию новый закон и свободе совести и религиозных организациях.

Однако вернемся к Туркменистану. Одним из главных предметов обсуждения между руководством страны и Русской православной церковью до последнего времени оставался вопрос о строительстве кафедрального собора в Ашхабаде. Еще в 1997 году руководством Туркменистана было дано официальное согласие на строительство собора в честь Воскресения Христова с духовно-просветительским центром, его проект был утвержден в плане перспективного развития города. Тем не менее, несмотря на официальное разрешение, этот вопрос саботировался властями и только сейчас сдвинулся с мертвой точки. Поводом для оптимизма стала встреча епископа Феофилакта в Туркменистане с министром иностранных дел Туркменистана Рашидом Мередовым, в ходе которой вновь был поставлен вопрос о возможности строительства в Ашхабаде кафедрального собора и духовно-просветительского центра. Вопрос нашел понимание у министра и в настоящее время обсуждается на правительственном уровне.

Оптимизм Патриарха, связанный с Туркменистаном, был призван засвидетельствовать презентационный стенд Патриаршего благочиния, представленный на открывшейся 4 ноября 2010 года в выставочном зале «Манеж» в Москве традиционной церковно-общественной выставке-форуме «Православная Русь – к Дню народного единства». На стенде была представлена информация об открывшемся в конце 2009 года официальном сайте Патриаршего благочиния в Туркменистане, об истории православия на туркменской земле и фрагменты из современной жизни православных приходов. К слову, сайт благочиния имеет серьезное просветительское значение: на нем впервые в сети были опубликованы Новый и частично Ветхий Заветы на туркменском языке, материалы по истории православия в Туркменистане. Высокую оценку экспозиции дал Чрезвычайный и Полномочный Посол Туркменистана в России Х.А.Агаханов, прибывший по этому случаю на выставку-форум.

В целом, оптимизм руководства РПЦ не беспочвенен. На фоне явного охлаждения отношений между Россией и Туркменистаном, достижения Московского патриархата выглядят действительно внушительно. Дружественный настрой руководства РПЦ и официального Ашхабада выражается, в том числе, в регулярных взаимных поздравлениях с государственными и религиозными праздниками. Заслуга Русской православной церкви и лично Патриарха Кирилла состоит, прежде всего, в том, что он благодаря четко выверенной дипломатической политике сумел дистанцироваться от политической линии Кремля, не дал ввязать Церковь в политические разборки между двумя государствами, самостоятельно расставляя приоритеты в деятельности РПЦ. Благодаря этому многие русские и русскоязычные граждане Туркменистана имеют, пожалуй, единственную возможность, живя в Туркменистане, не отрывать себя от своих духовных корней. В свою очередь руководству Туркменистана теплые отношения с Русской православной церковью не менее выгодны, поскольку позволяют поддерживать благоприятный имидж в глазах своих граждан православного вероисповедания, которых насчитывается порядка 8-10% от общей численности населения, тем самым поддерживая стабильность в стране.


Источник: Время Востока

 Rambler's Top100