Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 222 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



ОТКРЫТЫЕ ОБРАЩЕНИЯ В СВЯЗИ С ПРЕТЕНЗИЯМИ РПЦ МП НА ПОМЕЩЕНИЕ ОРГАННОГО ЗАЛА ЧЕЛЯБИНСКА - ЛЕТО 2010

Печать

 

Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву,

Председателю Правительства Российской Федерации В.В. Путину,

Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронову,

Министру культуры Российской Федерации А.А. Авдееву,

Полномочному представителю Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе Н.А. Винниченко,

Главе администрации Челябинской области М.В. Юревичу

 

 

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

жителей города Челябинска в защиту Зала камерной и органной музыки на Алом Поле (Органного зала)

 

 

Уважаемые господа!

 

У челябинцев вызывает открытую тревогу обещание нового главы областной администрации М.В. Юревича передать Русской Православной Церкви здание Органного зала на Алом Поле.

В этом помещении, построенном в начале XX века как церковь Св. Александра Невского, большую часть века церковных служб не было. С 1981 по 1986 год в здании (вокруг которого за советское время вырос детский парк) осуществлялась реставрация и реконструкция - внешняя и внутренняя - при участии общесоюзного НИИ стройфизики, Московского архитектурного института и немецкой органостроительной компании «Hermann Eule». Была проделана беспрецедентная работа по улучшению акустики зала. (Только расчетов отделки помещения сделано около трехсот! А автор проекта реставрации и реконструкции К.И. Гусаров был удостоен за свой труд премии Госстроя и диплома Союза архитекторов (см. приложение 2).) Одновременно «Hermann Eule» по проекту Ф. Каммбаха создавала орган. Благодаря тесному сотрудничеству органострои-телей и архитекторов музыкальный инструмент максимально соответствует акустике помещения. Челябинский орган - единственный в регионе - один из лучших в стране, о чем свидетельствуют самые уважительные отзывы российских и зарубежных музыкантов.

Органный зал на Алом Поле, открытый в 1986 году, без перерывов действует и по сей день. В 1992 году здесь с большим успехом прошел I Фестиваль Нового органного движения России (впоследствии это замечательное мероприятие повторилось здесь еще дважды), в 2005-м и 2008-м - Международные фестивали «Джаз на большом органе»; здесь неоднократно выступали мировые музыкальные звезды (см. приложения 4-8). Зал стал подлинным храмом культуры для челябинцев, вне зависимости от их вероиспове­дания, объединяющим фактором для нашего многоконфессионального города.

Достоин уважения и творческий коллектив зала, в первую очередь хранитель органа В.В. Хомяков. Музыкант международного уровня, он стоял у истоков Нового органного движения России. За большой вклад в развитие отечественного музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность указом Президента Российской Федерации № 324 от 17.03.2010 В.В. Хомякову было присвоено звание Народного артиста РФ.

И тем огорчительнее выглядит объявленное всего через месяц (!) намерение новой областной администрации лишить Органный зал здания, которое было буквально воссоздано ради служения искусству! (См. приложения 9-11.) Грандиозный труд одно­временной реконструкции помещения и строительства органа будет тем самым сведен на нет. Но самое важное - каждый орган делается под конкретное помещение, своего рода дом, и после демонтажа и переноса хрупкого музыкального инструмента его уникальное звучание не восстанавливается. Даже если вложить в проект переноса десятки миллионов рублей, концертной ценности инструмента будет нанесен ущерб. (Тем более - категорически запрещено оставлять орган в демонтированном состоянии.) И эксперты «Hermann Eule», и выдающиеся европейские музыканты Л. Ломанн и З. Сатмари, хорошо знакомые с нашим инструментом, и российские деятели культуры С.И. Бэлза и И.Л. Волгин, и многие другие авторитетные стороны предупреждают о чрезвычайном риске, связанном с любым переносом (см. приложения 12-15).

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в 2002 году заявил, что духовное возрождение России путем разрушения храма культуры невозможно. Между РПЦ и преж­ней администрацией Челябинской области существовала договоренность, согласно которой Церковь отказывалась от претензий на здание в детском парке Алое Поле, а область предоставляла ей два новых храма. Свое обязательство область выполнила.

Сейчас нет необходимости в еще одном православном храме в центре города: в непосредственной близости от Алого Поля (менее 2 км) находятся три действующих церкви - Свято-Троицкая, Свято-Симеоновский собор и церковь иконы Божьей Матери «Нечаянная радость».

Также нет никаких конструктивных предложений по подготовке нового зала. Администрация области огласила несколько вариантов размещения инструмента (костел, учебный зал Института музыки, кинотеатр «Родина» и т.д.) - но все они неприемлемы по техническим параметрам, а последнее помещение вообще находится в аварийном состоянии. Вызывает обоснованные сомнения и финансовая возможность постройки нового концертного зала: Челябинская область имеет очень большой дефицит бюджета. Нет и никаких проектов нового здания.

Орган предполагается «дешево и сердито» переместить в никуда, то есть фактически погубить - без насущной необходимости в передаче здания.

 

В связи с вышеизложенным мы, жители Челябинска и граждане России, просим вас:

  • высказаться в поддержку Органного зала и не оставлять его судьбу без внимания;
  • документально запретить любые действия, имеющие целью перенос и/или демонтаж уникального музыкального инструмента (как вариант - до момента открытия в городе большого, современного концертного зала новой постройки, могущего принять орган (если область способна воплотить этот миллиардный проект));
  • придать органу официальный статус охраняемой культурной ценности.

Существует наиболее гармоничный компромиссный вариант: разделение здания на основную часть (концертный зал) и притвор (часовню). Для административных и хозяйственных нужд строятся подземные помещения вне фундамента здания, также делается отдельный вход. В притворе же, на главном входе, устраивается православная часовня. Этот вариант хорош и для органа (улучшится микроклимат зала), и для Церкви (появится часовня), и для людей (храм веры и храм музыки будут расположены в непосредственной близости друг от друга), и для балансодержателя (минимум затрат по сравнению с остальными альтернативами). Горожане готовы к обсуждению этого проекта.

Бескомпромиссные же варианты приведут к гибели органа. Гибель инструмента лишит промышленный регион одного из и так немногочисленных очагов культуры, посеет рознь между представителями разных конфессий, нанесет Южному Уралу невоспол­нимый культурный и моральный урон.

 

Подписи челябинцев (и поддержавших их жителей других городов России) на стр. 4-565, всего 9.257 подписей.

Электронные подписи, собранные на сайте sborgolosov.ru, на стр. 566-651, всего 3.996 подписей.

20 апреля - 9 июня 2010 года

Приложения:

  1. Буклет Органного зала, 20 л.
  2. Книга К.И. Гусарова «Метаморфозы наследия» (Челябинск, 2007), 208 с.
  3. Фрагмент   книги   Л.И. Ройзмана   «Орган   в   истории русской музыкальной культуры», 25 л.
  4. Буклет III Международного фестиваля «Джаз на большом органе» (копия), 6 л.
  5. Годовой отчет Челябинского концертного объединения за 2008 г, 2 л.
  6. Годовой отчет Челябинского концертного объединения за 2009 г, 2 л.
  7. Аудиодиск классической музыки «Con anima» (орган, контртенор), записанный в Органном зале.
  8. Проспекты Органного зала, 3 л.
  9. Статья «Челябинский орган вынесут на балкон. Аминь» от 19.04.2010, 2 л.
  10. 10.       Статья «НеОРГАНичный переезд» от 09.06.2010, 2 л.
  11. Статья «Культурная революция» от 21.05.2010, 4 л.
  12. Письмо органостроительной фирмы «Hermann Eule», 4 л.
  13. Письмо проф. Л. Ломанна, 2 л.
  14. Письмо проф. З. Сатмари, 2 л.
  15. Письмо   Народного   артиста   РФ   С.И. Бэлзы   и   акад. РАЕН проф. И.Л. Волгина, 1 л.

 

 

 

 

Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу

Митрополиту Челябинскому и Златоустовскому Иову

 

Ваше святейшество и Ваше высокопреосвященство,

милостивейшие первосвященные архипастыри!

 

Мы, жители города Челябинска, обращаемся к Вам с просьбой о помощи, в тревоге за судьбу челябинского Органного зала на Алом поле, который М.В. Юревич, назначенный губернатором Челябинской области в апреле 2010 г., обещал «в короткий срок» возвратить в лоно Церкви.

Этот «короткий срок» грозит поставить точку в судьбе и самого зала,
и установленного в нем 23 года назад уникального музыкального инструмента – оргáна, одного из лучших в России.

В конце 1970-х гг. руководители областного управления культуры получили лицензию на строительство органа в Челябинске. Однако ни одно из предлагаемых тогда помещений для этого не годилось, и возникло решение строить новый концертный комплекс. Но вышедшее в 1980 г. постановление ЦК КПСС о запрете строительства объектов культурного назначения похоронило их инициативу, казалось бы, навсегда. Чтобы не потерять лицензию, на уровне обкома партии в 1981 г. было принято решение восстановить здание Александро-Невской церкви, к тому времени уже значительно разрушенное и планировавшееся под снос (см. приложение 2).

Орган фактически спас его – об этом надо знать и помнить.

Восстановление здания – подвиг архитекторов длиною в пять лет (с 1981 по 1986 гг.): в их распоряжении был лишь один дореволюционный эскиз А.Н. Померанцева, без размеров и других параметров. Деньги на реконструкцию перечисляли многие предприятия города. Архитекторы – наши современники – заново выполнили проект, одних только расчетов внутренней отделки ими было сделано около трехсот; для наружной кладки заказывались кирпичи «исконных» размеров, и т.п. К реставрации и реконструкции привлекались специалисты общесоюзного НИИ стройфизики, МАрхи
и органостроительной фирмы «Hermann Eule». Последние одновременно создавали и орган.

В результате конструктивно гармоничный ансамбль, взаимодополняемость и сочетаемость инструмента и здания (последнее тоже участвует в рождении звука) таковы, что они звучат заодно – как неразрывное акустическое целое. Челя-бинский орган – единственный в регионе – один из лучших в стране, о чем свиде-тельствуют самые уважительные отзывы российских и зарубежных музыкантов.

Будучи открытым в 1986 г., Органный зал на Алом поле без перерывов действует и по сей день. Это постоянное место проведения различных музыкальных фестивалей, в том числе ассоциации «Новое органное движение» России, международных фестивалей «Джаз на большом органе»; здесь неоднократно выступали мировые знаменитости – как российские, так
и зарубежные звезды академической музыки: И. Архипова и Б. Штоколов, Е. Образцова и Н. Петров, О. Янченко и Г. Бове, З. Сатмари и Л. Ломанн. (См. приложения 1, 4–7.) Почти четверть века зал выступает подлинным храмом культуры для челябинцев, вне зависимости от их возраста и вероисповедания; объединяющим фактором для многонационального и многоконфессионального города, каким издавна является Челябинск.

Святейший патриарх Алексий II в дни своего благословенного пребывания в Челябинске тепло отзывался об Органном зале. Органный репертуар – это в основном классическая музыка. Будучи концертным залом, этот дом, по сути, окормлял и окормляет всех приходящих в него горожан
и гостей города, в том числе православных, возвышает их духовно и душевно. Если допустимо такое сравнение – он сам становится миссионером, что возможно только в данном его качестве – концертного зала, открытого для всех. Достаточно упомянуть, что в 1991 г. в Сергиевом Посаде (тогда еще Загорске) весь состав юношеского хора «Надежда», для которого Органный зал был «домашней» концертной площадкой, принял крещение в православную веру. И среди посещающих сегодня Органный зал – немало верующих, они также присоединились к подписям в защиту Челябинского органа.

Как известно Вашему Святейшеству и Вашему Высокопреосвященству, 19 апреля с.г., прежде своего вступления в должность губернатора, М.В. Юревич пообещал передать здание Органного зала Челябинской
и Златоустовской епархии Русской Православной Церкви. Однако это выглядит позитивным решением лишь с одной стороны, с другой же – вызывает крайнее смущение, удивление и печаль в обществе, не только в городском, но и далеко за его пределами, в том числе за границей.  

Это обусловлено тем, что здание и инструмент, составляющие единое акустическое и художественное целое, невозможно разделить без невосполнимого ущерба. (См. приложения 14–15.) И российские, и зарубежные специалисты предупреждают: при переносе орган утратит свое звучание.

Однако даже для того, чтобы он зазвучал вообще, новый «дом» –
по площади, акустическим и климатическим параметрам – должен быть
не хуже существующего. Проведенное 8 июня 2010 г. экспертное обследование показало, что такого помещения в Челябинске нет (см. приложение 17).

Технические требования к залу включают: создание невибрирующей платформы грузоподъемностью 10 т; большой внутренний объем и высокие потолки; полную звукоизоляцию; специальную внутреннюю отделку (это касается даже мелких предметов интерьера, например, кресел); дополнительную подводку электропитания; мощную систему кондициониро-вания и климат-контроля, не позволяющую температуре и влажности в зале измениться ни на гран. Но даже если бы имелось здание с удовлетвори-тельными параметрами «под ключ» – бюджет только переезда и переинтони-ровки инструмента составляет десятки миллионов рублей.

Челябинская область, испытывающая сейчас значительный дефицит бюджета, не способна финансово обеспечить разъединение «сиамских близнецов», извините за такое образное сравнение.

Увы, нельзя сказать, что губернатор прислушивается к голосу горожан (см. приложения 10–13). Намерение «дешево и сердито» демонтировать орган «в короткий срок» приведет к прямой гибели инструмента. Думаем, Ваше Святейшество и Ваше Высокопреосвященство понимают истинную суть сделанного епархии от лица челябинских властей предложения принять храм.

Представляя здесь многих и многих наших сограждан и выступая от их лица, предлагаем Вашему вниманию несколько разумных вариантов.

 

Строительство нового храма

Челябинская область была одним из первых регионов, заключивших соглашение о сотрудничестве между светскими и духовными властями.

С тех пор, с 1997 г., администрацией П.И. Сумина было сделано немало для Челябинской епархии (см. приложения 8,9). 30 млн руб. перечислено в 2004 г. на возведение церковного комплекса Вознесения Господня в Магнитогорске;
в областном центре силами властей и жертвователей (предприятий и прихожан) построены новые большие храмы в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» (1999) и Св. Георгия Победоносца (2009); открыта православная гимназия; предоставлено новое помещение для епархиального управления, которым среди прочего ныне выпускается восемь периодических изданий. Это лишь малая толика того, что было сделано. Таким образом, принятые на себя обязательства по всесторонней поддержке епархии область выполняет планомерно и целиком.

Видимо, можно и нужно, перенеся акцент с Органного зала, сосредоточить внимание и усилия на строительстве новых храмов – не в центре города, где они сегодня сконцентрированы (менее чем в 2 км от Алого поля находятся три действующих церкви – Свято-Троицкая, Свято-Симеоновский кафедральный собор и церковь иконы Божией Матери «Нечаянная радость»),
а прежде всего в крупных «спальных» районах – Калининском и Курчатовском, поскольку там проживает около половины челябинцев, а церквей нет вообще. Также множество храмов в области ждет своего восстановления.

 

Часовня и Органный зал

Органная музыка не настолько чужда православию, как может показаться. Она пришла на Русь одновременно с ним самим, из той же Византии. Органисты, причем органисты русские, были при дворе царей и императоров. Орган есть
в Букваре Кариона Истомина 1694 г. (См. приложение 3.) Да и сейчас в зале церковных соборов храма Христа Спасителя в Москве установлен орган, который собирает слушателей на благотворительные концерты.

Наиболее гармоничный компромиссный вариант предполагает разделение здания на основную часть (концертный зал) и передний притвор (часовню). Для административных и хозяйственных нужд могут быть построены подземные помещения вне фундамента здания, также сделан отдельный вход (как поступили, например, в Днепропетровске и Кирове, где органы тоже располагаются в бывших храмах). В притворе же, на главном входе, устраивается православная часовня. Этот вариант хорош и для органа (улучшится микроклимат зала), и для Церкви (появится часовня), и для людей (храм веры и храм музыки будут расположены в непосредственной близости друг от друга), и для балансодержателя (минимум затрат по сравнению
с остальными альтернативами). Челябинцы готовы к обсуждению этого проекта.

 

Строительство нового концертного зала

Этот вариант, отвечающий «Основам законодательства Российской Федерации о культуре», не терпит поспешных шагов. (Орган категорически запрещено хранить в демонтированном состоянии: хрупкие дорогостоящие детали сразу же приходят в негодность.) Нужен открытый конкурс архитектурных проектов (зал должен вписаться в городской ландшафт), всесторонняя экспертная оценка на каждом этапе реализации. Постройка
и полноценная отделка зала занимает не менее 4–5 лет.

 

Призываем к милости Ваше Святейшество и Ваше Высокопреосвященство и убедительно просим остановить проведение в здании Органного зала любых церковнослужебных мероприятий; кроме всего прочего, это является нарушением статьи 53 «Основ законодательства Российской Федерации о культуре». Важно и то, что кресла в Органном зале, отвечающие акустико-техническим требованиям к помещению, сделаны из хрупкой древесины. И если регулярно их выносить (перед службой) и снова расставлять (перед концертом), они быстро придут в негодность.

Бескомпромиссные варианты, ведущие к гибели органа, лишат промышленный регион одного из немногочисленных очагов высокой культуры, посеют непреодолимую рознь между представителями разных конфессий, нанесут Южному Уралу невосполнимый культурный и моральный урон. Челябинск, приобретая еще один действующий храм, не готов расплачиваться за него единственной в своем роде жемчужиной культуры, не готов в очередной раз уничтожать одно во имя другого. Та бескомпромиссность, с которой новый губернатор понуждает к переносу органа, неминуемо обернется окончательным отторжением от православия и Русской Православной Церкви многих невоцерковленных горожан: последние не смогут посещать храм «на обломках» – не позволит горечь от несправедливо содеянного и гражданская совесть. Среди них в подавляющем большинстве молодые люди с высшим образованием, их настоящие и будущие дети. Духовные ценности занимают и будут занимать одно из главных мест в их жизни. …А кто-то, наоборот, может приобрести тягу к разрушению, войдет, что называется, во вкус. Вот суть того, чем администрация региона искушает сегодня челябинцев.

Остаемся в надежде на ваши архипастырские молитвы – и выбор Вашим Святейшеством и Вашим Высокопреосвященством истинно милосердного
и христианского решения в этой непростой ситуации.

Мы свято верим, что наша просьба о помощи не останется неуслышанной и Господь не оставит нас Своей милостью.

 

Инициативная группа жителей г. Челябинска в защиту Органного зала

30 июня 2010 года

 

 

Приложения:

  1. Буклет Органного зала, 20 л.
  2. Книга К.И. Гусарова «Метаморфозы наследия» (Челябинск, 2007), 208 с.
  3. Фрагмент книги Л.И. Ройзмана «Оргáн в истории русской музыкальной культуры», 25 л.
  4. Буклет III Международного фестиваля «Джаз на большом оргáне» (копия), 6 л.
  5. Годовой отчет Челябинского концертного объединения за 2008 г., 2 л.
  6. Годовой отчет Челябинского концертного объединения за 2009 г., 2 л.
  7. Проспекты Органного зала, 3 л.
  8. Известия Самарского научного центра РАН: статья «Челябинская
    и Златоустовская епархия в 1989–2005 гг.», 4 л.
  9. Статья «Что сделано в Челябинской области за годы сотрудничества
    с Русской Православной Церковью» от 08.04.2010, 3 л.
  10. Статья «Челябинский оргáн вынесут на балкон. Аминь» от 19.04.2010, 2 л.
  11. Статья «НеОРГАНичный переезд» от 09.06.2010, 2 л.
  12.  Статья «Культурная революция» от 21.05.2010, 4 л.
  13. Статья «Две недели на то, чтобы разобрать, и шесть недель – собрать»
    от 17.06.2010, 1 л.
  14. Письмо проф. Л. Ломанна, 2 л.
  15. Письмо проф. З. Сатмари, 2 л.
  16. Копия Открытого письма жителей Челябинска первым лицам государства, с приложением более 13.000 подписей, 651 л.
  17. Рекомендация органостроительной фирмы «Hermann Eule», 19 л.

 

 

 

 

Депутату Государственной Думы РФ,

председателю Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций

С.А. Попову

 

Уважаемый Сергей Александрович!

 

Направляем Вам копию письма первым лицам государства (за более чем 13.000 подписей жителей Челябинска и других городов России, приложение №1) – с просьбой защитить Челябинский зал камерной и органной музыки.

По акустическим характеристикам он по праву считается одним из лучших
в России. Это единственный органный зал в нашем не избалованном высокой культурой промышленном регионе – гордость Южного Урала (см. приложения №№3-9). Однако сейчас, поскольку зал располагается в здании, построенном как православный храм, новый губернатор Челябинской области М.В.Юревич намеревается демонтировать орган и передать здание епархии – без насущной в том необходимости, не считаясь ни
с законом, ни с мнением и потребностями жителей региона (см. приложения №№11-14).

Орган, «король музыкальных инструментов», проектируется и строится
в расчете на конкретное здание – и звучат они как единое акустическое целое. Специалисты предупреждают: любой перенос – это риск утраты звучания, даже если построить новый «дом», вложив в проект 100 и более млн руб. (бюджет переноса начинается от 30 млн руб.). Между тем, как показала экспертиза, подходящего здания
в городе нет. «Экономичный» же перенос в неподходящее помещение означает прямую гибель уникального музыкального инструмента. (См. приложения №№2, 15-18.)

Просим Вас внести Челябинский зал камерной и органной музыки в список зданий, не подлежащих реституции по готовящемуся законопроекту № 391395-5 ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

Просим Вас также направить губернатору Челябинской области депутатский запрос в связи с грубым нарушением областной администрацией ст. 53 «Основ законодательства РФ о культуре» (предварительное предоставление учреждению культуры равноценного помещения), поскольку с июля с.г. здание Органного зала и земля отчуждаются у филармонии (см. приложение №10), 8 июля проводится первое богослужение, а до конца года епархией планируется регулярное проведение церковнослужебных мероприятий в зале, т.е. де-факто здание уже передано.

Кроме того, сообщаем, что на территории Российской Федерации функционирует около 40 органных концертных залов, из них около 10 располагаются в бывших храмах (из них два, в том числе и челябинский – в православных). Принятие указанного законопроекта без учета данной ситуации – это волна протеста по стране, десять новых очагов острейшего общественного конфликта.

Предлагаем законодательно предусмотреть для органных залов особый порядок реституции зданий, включающий:

– независимое заключение о целесообразности/нецелесообразности переноса;

– федеральный контроль за соблюдением ст. 53 «Основ законодательства РФ о культуре», чтобы перенос инструмента начинался только после введения в эксплуата-цию нового зала, конструктивно предназначенного для данного конкретного инструмента;

– независимую акустическую экспертизу потенциальных помещений под орган;

– приемку нового помещения комиссией Министерства культуры РФ (федераль-ного, а не регионального ведомства);

– страхование инструмента от рисков, связанных с переносом.

Хотя самым разумным выходом из подобной коллизии, как нам представляется, было бы включение органных залов в список не подлежащих реституции зданий. Число их невелико – и с учетом больших рисков и затратоемкости переноса, а также с учетом величайшей культурной ценности органных залов, сохранение музыкальных инструментов на их нынешних местах было бы оптимальным решением.

 

С уважением, жители г. Челябинска – инициативная группа в защиту челябинского Органного зала

05 июля 2010 г.

 

Приложения:

  1. Копия Открытого письма жителей Челябинска первым лицам государства (в оригинале к письму приложено более 13.000 подписей), 3 л.
  2. Фрагмент книги Л.И. Ройзмана «Оргáн в истории русской музыкальной культуры», 25 л.
  3. Буклет Органного зала, 11 л.
  4. Книга К.И. Гусарова «Метаморфозы наследия» (Челябинск, 2007), 55 л.
  5. Буклет III Международного фестиваля «Джаз на большом оргáне», 6 л.
  6. Проспекты Органного зала, 2 л.
  7. CD классической музыки «Con anima» (орган, контртенор), записанный в Органном зале.
  8. Годовой отчет Челябинского концертного объединения за 2008 г., 1 л
  9. Годовой отчет Челябинского концертного объединения за 2009 г., 1 л
  10. Письмо министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области руководителю Челябинского концертного объединения, 1 л.
  11. Статья «Челябинский оргáн вынесут на балкон. Аминь» от 19.04.2010, 1 л.
  12. 12-13. Статья «Культурная революция» от 21.05.2010, 4 л.
  13. Статья «Две недели на то, чтобы разобрать, и шесть недель – собрать» от 17.06.2010, 1 л.
  14. Письмо проф. Л. Ломанна, 2 л.
  15. Письмо проф. З. Сатмари, 2 л.
  16. Письмо Народного артиста РФ С.И. Бэлзы и акад. РАЕН проф. И.Л. Волгина, 1 л.
  17. Письмо органостроительной фирмы «Hermann Eule», 2 л.
  18. Альтернативные варианты решения проблемы Челябинского зала камерной и органной музыки, 1 л.

 

 

Контакты:

Новожилова Елена Владимировна  Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Хранитель органа народный артист РФ Хомяков Владимир Викторович     Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 

 

 Rambler's Top100