Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 228 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



С.М. ДУДАРЕНОК, "РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ" - Тбилиси, июнь 2017

Печать

Светлана ДУДАРЕНОК *

 

dudarenok svОбщественно-политические изменения, происшедшие в России за последние 20-25 лет, оказали самое серьезное влияние на религиозную жизнь в стране, изменив положение религиозных объединений и существенно расширив религиозные свободы граждан. Начало этим изменениям было положено законом «О свободе вероисповеданий» (1990) и новый импульс предопределен ныне действующим законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997). Сохранение в РФ межконфессионального мира и согласия во многом зависит и будет зависеть от профессионализма сотрудников органов внутренних дел.

Многолетнее общение с сотрудниками органов внутренних дел, прокуратуры, Федеральной службы безопасности (проведение экспертиз учредительных документов НКО, претендующих на статус религиозных организаций; консультирование следователей, ведущих уголовные дела, имеющие отношение к религии; экспертиза религиозной литературы на предмет нахождения в ней материалов экстремистского содержания и призывов к конфессиональной вражде и пр.) позволяет утверждать, что в отличии от выпускников юридических вузов и факультетов советского периода, которым  в обязательном порядке читался курс научного атеизма суть которого сводилась не к призыву к борьбе с религией, а к религиоведческому просвещения студентов и курсантов, нынешние выпускники такими знаниями не обладают, что сказывается на тех процессах которые протекают в религиозной сфере. Нам представляется, что религиоведческий аспект подготовки будущих сотрудников органов внутренний дел должен стать одним из определяющих в подготовке будущего офицера, профессиональной задачей которого в будущем станет задача защиты прав и свобод граждане Российской Федерации.

Религиоведческий аспект подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел, по нашему мнению, должен быть многовекторным. Во-первых, выпускник должен знать особенности вероучения и культовой практики основных религий, имеющих распространение на территории РФ. Не редко нынешние сотрудники органов внутренних дел под христианством понимают только православие, не могут отличить баптистов от адвентистов, навешивают ярлык экстремистов на граждан, исповедующих не православную религию только лишь потому, что не знакомы с вероучением и культовой практикой данных конфессий.

Во-вторых, сотрудник органов внутренних дел должен знать основное содержание канонической литературы, наиболее распространенных в России конфессий (Типитака, Талмуд, Коран, Библия). То есть будущим сотрудникам органов внутренних дел необходимо читать специальный курс «Священные книги как феномен культуры» (название может быть различным), цель которого познакомить студентов и курсантов с основными идеями вероучительной литературы мировых религий. Особое внимание при чтении данного курса необходимо уделить изучению Библии как выдающегося историко-литературного памятника и основного источника христианского вероучения.

В-третьих, сотрудник органов внутренних дел должен обладать прочными знаниями российского и международного законодательства о свободе совести. Данный вектор религиоведческой подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел является, по нашему мнению, определяющим.

В современной России созданы правовые условия для осуществления гражданами своих прав и свобод, в том числе права на свободу выбора религии или отказа от исповедания религии. Однако, это никоим образом не означает, что государство и общество освободились раз и навсегда от всех проблем, связанных с обеспечением прав человека и гражданина на свободу совести. Некоторые из них связаны со сложностью самого процесса формирования и развития действующего законодательства о свободе совести, другие с несоблюдением со стороны представителей органов власти и местного самоуправления действующего российского законодательства.

К сожалению, в отдельных случаях религиозные организации также могут играть в жизни общества дестабилизирующую роль. Об этом пишут средства массовой информации, говорят политики, общественные деятели и представители религиозных центров, сообщается в теле-и радиопередачах.

В числе наиболее распространенных нарушений упоминают следующие факты: а) диффамация отдельных религиозных объединений в СМИ; б) использование бюджетных средств для строительства культовых зданий т.н. традиционных религий; в) отказы (или волокита) при рассмотрении заявлений религиозных организаций о возвращении зданий или о строительстве новых культовых зданий; г) отказ в праве на альтернативную гражданскую службу; д) отказ (или волокита) при рассмотрении заявлений религиозных организаций о регистрации или перерегистрации;  е) неправомерное воспрепятствование (или ограничение) деятельности религиозных объединений[i].

У нас есть единственная возможность обеспечить права граждан и создаваемых ими религиозных объединений и тем самым защитить религиозную свободу, межрелигиозный и межнациональный мир в России - это строгое соблюдения всеми заинтересованными сторонами (государство-общество-гражданин) действующего российского законодательства о свободе совести и религиозных объединениях. Определяющую роль в данном процессе играют органы внутренних дел.

Законодательство о свободе совести есть нормативно-правовое выражение того аспекта внутренней государственной политики в отношении гражданского общества, что связан с обеспечением плюрализма мировоззрений, идей, убеждений человека, и ему более всего подходит определение – государственная политика в сфере свободы совести.

Можно говорить о трех ее векторах: первый – направлен к человеку, гражданину, носителю и субъекту неотъемлемого права на свободный мировоззренческий выбор. Он, в свою очередь, может быть трояким: «отношу себя к верующим», «отношу себя к неверующим», «не определился». И каждую из этих мировоззренческих позиций государство должно признавать, соблюдать и защищать всеми законными средствами.

Второй вектор направлен по отношению к объединениям, создаваемым гражданами на базе общих для них мировоззренческих интересов. Если говорить о местных религиозных объединениях, создающихся верующими, как правило, по месту их проживания и жизнедеятельности, то они, в соответствии с нашим законодательством, равны перед законом. Не может быть граждан «традиционных» и «нетрадиционных», обладающих всеми правами и ограниченными в них в зависимости от отношения к религии. Все мы с вами равноправны, а потому и создаваемые нами религиозные объединения должны быть равноправны перед законом.

Третий вектор в государственной политике в сфере свободы совести – это отношение государства к религиозным объединениям как к социальным институтам, которые возникли не сегодня, не вчера, а существуют века, тысячелетия независимо от нас, сегодняшних жителей Земли. Сменяются поколения, а эти социальные институты продолжают существовать. Они столь значимы в жизни разных стран, что пронизывают и культурную, и религиозную, и общественную, и экономическую жизнь народов. Поэтому именно на этом уровне мы можем продуктивно рассуждать о том, как государство должно относиться к тем или иным религиозным объединениям как к социальным институтам. Эти отношения и взаимоотношения должны именоваться как «государственно-церковные отношения», т.е. отношения субъектов. Правда, и здесь не следует впадать в крайность, говорить о равноправии этих субъектов. Это не так. Государство представляет интересы всех граждан, независимо от их отношения к религии, а религиозные организации, как субъекты – исключительно интересы своих членов. О равенстве этих субъектов мы можем говорить тогда, когда речь идет о совместной реализации ими в рамках гражданского общества некого общего социального проекта[ii]. Реалии современной России явно демонстрируют, что третий вектор в государственной политике в сфере свободы совести явно не соблюдается. Некоторые религиозные объединения (Русская православная церковь, например) будучи мощными социальными институтами пытаются навязать свое понимание проблем природы и общества не только своим членам, но всем гражданам. Несоблюдение органами власти всех уровней, сотрудниками органов внутренних дел международного и российского законодательства в сфере свободы совести облегчает им эту задачу.

Следующий аспект религиоведческой подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел связан с наличием в нашей жизни такого явления как экстремизм[iii].

Проблема распространения экстремизма в Российской Федерации является одним из факторов, угрожающих национальной безопасности и целостности государства. Если терроризм, бесспорно, отвергается обществом, то экстремизм – ключевой элемент разрушения основ конституционного строя, все еще воспринимается гражданами как вполне допустимый инструмент политического противостояния.

В настоящее время проявление экстремизма ощущаются практически во всех сферах общественной жизни: политике, межнациональных и межконфессиональных отношениях, культуре. Экстремизм носит многогранный характер, а потому выступает дестабилизирующим фактором в жизни государства и общества.

Понятие экстремизма (экстремистской деятельности сформулировано в статье 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. 114 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (в редакции от 24 июля 2007 г. 211-ФЗ).

Одной из форм проявления современного экстремизма является «религиозный экстремизм»[iv] и его разновидности - «религиозно-политического экстремизма».

В последнее десятилетие понятие «религиозный экстремизм» употребляется все шире, и под ним понимается антигуманная деятельность, исходящая от религии[v].

Сотрудник органов внутренних дел должен понимать, что во многих, если не во всех, конфессиях можно обнаружить религиозные представления и соответствующие им действия верующих, которые имеют антиобщественный характер, то есть в той или иной степени выражают неприятие светского общества и других религий с позиций того или иного религиозного вероучения. Это проявляется, в частности, в желании и стремлении приверженцев определенной конфессии распространить свои религиозные представления и нормы на все общество.

Основная цель религиозного экстремизма – признание своей религии ведущей и подавление других религиозных конфессий через их принуждение к своей системе религиозной веры. Наиболее ярые экстремисты ставят своей задачей создание отдельного государства, правовые нормы которого будут заменены нормами общей для всего населения религии. Религиозный экстремизм часто смыкается с религиозным фундаментализмом[vi], суть которого заключена в стремлении воссоздать фундаментальные основы «своей» цивилизации, очистив ее от чуждых новаций и заимствований, вернуть ей «истинный облик».

Не существует ясного определения религиозного экстремизма[vii]. Это сложное комплексное социальное явление, существующее в трех взаимосвязанных формах: как состояние сознания (общественного и индивидуального), которому свойственны признаки: гиперболизации религиозной идее, придание свойств целого части социального явления; нигилизм и фанатизм; как идеология (религиозная доктрина, характеризующаяся однозначным объяснением проблем существующего мира и предложением простых способов их решений, разделением мира на «добро» и «зло»); приданием доминирующего положения одному из аспектов бытия не соответствующего принятой в обществе иерархии ценностей, игнорированием, нивелированием других норм); как совокупность действий по реализации религиозных доктрин.

Будущие сотрудники внутренних дел должны ясно представлять себе причины возникновения религиозного экстремизма, а также социально-экономические предпосылки и факторы его развития, которые выступают как на общем, так и на индивидуальном уровне.

К первой группе причин религиозного экстремизма относятся процессы духовной схизмизации и формирования на ее основе новых религиозных течений. Причем указанные явления носят циклический характер и уже находили свое отражение в истории человечества, когда теологические преобразования, происходившие внутри крупных религиозных верований, становились причинами возникновения разного рода новых религиозных течений, что в конечном счете способствовало увеличению пропасти между воззрениями в рамках одной религии и становилось причиной многих религиозных конфликтов. Так христианство за свою более чем двухтысячелетнюю историю разделилось на 3 крупные ветви, на сегодняшний день в христианстве насчитывается около 132 религиозных течений; ислам разделился на 3 основные ветви, внутри каждой из них, по разным данным, существует от 9 до 10 мазхабов; в иудаизме сформировалось 8 направлений, состоящих из около 100 различных религиозных течений и сект.

Ко второй группе причин религиозного экстремизма следует относить противоречия в процессах ассимиляции идеологии религиозного учения и её болезненную интеграцию в культурную, духовную и социальную составляющую того или иного общества, где в процессе вхождения новой религии происходит её адаптация к духовным потребностям народа, что зачастую приводит к конфликтам с традиционными верованиями.

Третья группа причин религиозного экстремизма связана с наличием негативных тенденций в социально-экономической сфере. Негативные процессы в социальной и экономической сферах общественной жизни побуждают личность к активному религиозному поиску. Причем традиционные религиозные конфессии не всегда удовлетворяют требованиям верующих, что толкает их к поиску истин среди других религиозных учений.

Под общими факторами социально-экономических предпосылок религиозного экстремизма понимаются процессы, происходящие в масштабах всего общества и оказывающие воздействие на все его институты. К таковым можно отнести: а) продолжительные социальные и экономические кризисы; б) масштабные дезорганизаторские процессы в большинстве сфер общественной жизни; в) высокий уровень нетрудоустроенности работоспособной части населения; г) транзитный характер структуры российского общества и сырьевой характер экономики; д) понижение жизненного уровня значительной части населения; е) процессы маргинализации большей части общества; ё) социальная аномия (распад системы ценностей и норм, гарантирующих общественный порядок); Ж) активизация неконтролируемых миграционных процессов.

Индивидуальными факторами выступают неблагоприятные социально-экономические условия, в которых продолжительное время находился индивид. Они содействуют усилению внутриличностного конфликта, в результате чего личность становится более подвержена влиянию крайних религиозных воззрений.

К индивидуальным факторам социально-экономических предпосылок религиозного экстремизма относятся: а) неудовлетворенность социальным положением; б) невозможность реализации первичных социальных потребностей; в) стремление к новому социально благополучному укладу жизни; г) отсутствие возможности самому преодолеть сложившиеся жизненные кризисы.

Разновидностью религиозного экстремизма является религиозно-политический экстремизм.

Религиозно-политический экстремизм[viii] – это деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя или насильственный захват власти, нарушение суверенитета и территориальной целостности государства. Преследование политических целей позволяет отличить религиозно-политический экстремизм от религиозного экстремизма. Преобладание силовых методов борьбы для достижения своих целей – характерная черта религиозно-политического экстремизма. По этому признаку религиозно-политический экстремизм можно отличить не толькео от религиозного, на и экономического, духовного и экологического экстремизма[ix].

Религиозно-политический экстремизм отвергает возможность переговорных, компромиссных, а тем более консенсусных путей решения социально-политических проблем. Сторонники религиозно-политического экстремизма отличаются крайней нетерпимостью по отношению ко всем, кто не разделяет их политических взглядов, включая единоверцев. Для них не существует никаких «правил политической игры», границ дозволенного и недозволенного.

В связи с этим предупреждение такого сложного и неоднозначного негативного социального явления, как религиозный экстремизм имеет первоочередное значение для современного российского общества, так как угроза, исходящая от религиозных учений экстремистского толка и формирование на этой основе религиозных экстремистских организаций, крайне велика.  Задача предотвращения религиозного экстремизма лежит во многом на органах внутренних дел.

Нам представляется, что для выработки стройной системы противодействия религиозному экстремизму необходим комплекс мероприятий социального, криминологического и профилактического характера.

Под социальными мерами предупреждения религиозного экстремизма понимается комплекс мероприятий, направленный на формирование в обществе стойкого неприятия крайних религиозных взглядов, сопряженной с активной политикой государства в области усиления социально-экономической защищенности граждан. Социальными мерами предупреждения религиозного экстремизма выступают: а) снижение социально-экономической напряженности в обществе; б) обеспечение возможности благоприятного этнокультурного развития социума; в) соблюдение государством законодательства в сфере свободы совести; г) формирование действенной системы социальной защиты граждан; д) развитие доступной социальной инфраструктуры; е) урегулирование миграционной политики государства.

К криминологическим мерам предупреждения религиозного экстремизма следует отнести процессы, направленные на взаимодействие всех институтов общества и государства в вопросах предупреждения и пресечения возможности популяризации религиозных экстремистских учений и формирования на их основе экстремистских организаций, а также вовлечение в подобные организации новых членов.

В рамках общей профилактики религиозного экстремизма необходимо выделить следующие направления: а) популяризацию общепринятых социальных и духовных норм российского общества и неприятия религиозного экстремизма; б) разработка и реализация комплекса мер по развитию межэтнического и межконфессионального диалога в российском обществе; в) создание научно-методической, организационной и экспертной базы по предотвращению религиозного экстремизма, в которую должны входить профессионалы религиоведы, представители органов внутренних дел и местных органов власти; г) совершенствование государственной вероисповедной политики; д) создание общественных и межведомственных комиссий по вопросам предотвращения религиозного экстремизма.

Вот те основные проблемы, которые должны составлять основу религиоведческой подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел.

 

Светлана Михайловна ДУДАРЕНОК - д.ист..н., к.филос.н., профессор, профессор Департамента истории и археологии; Школа гуманитарных наук; Дальневосточный федеральный университет.

 

 

 


[i] См.: Одинцов М.И. Российское законодательство о свободе совести: исторические предпосылки, составляющие части и содержание [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.tolerance.ru/Ross-zakon-sovest.php?PrPage=Pravo (Дата обращения 07.06.2017)

[ii] См.: Одинцов М.И. Российское законодательство о свободе совести: исторические предпосылки, составляющие части и содержание [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.tolerance.ru/Ross-zakon-sovest.php?PrPage=Pravo (Дата обращения 07.06.2017).

[iii] См.: Экстремизм как цивилизационный вызов: коллективная монография / науч. ред. В. Ш. Сабиров ; Новосиб. гос. архитектур.-строит. ун-т. - Новосибирск : НГАСУ (Сибстрин), 2012. – 368 с.

[iv] См. подробнее: Кадиева А. М. Религиозный экстремизм: сущность, причины, пути преодоления. Автор. дисс. … канд. филос. наук. Махачкала 2008. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cheloveknauka.com/religioznyy-ekstremizm-suschnost-prichiny-puti-preodoleniya.ю (Дата обращения 08.06.2017).

[v] См. подробнее: Ахромеева Ю. В. Социокультурные основы религиозного экстремизма: дис. ... канд. филос. наук. Воронеж, 2009. - 178 с.

[vi] См.: Кырлежев А. И. Религиозный фундаментализм // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / предс. науч.-ред. совета В. С. Степин. Т. 4. М., 2001. - 735 с.

[vii] См.: Плужников Е. Н. Религиозный экстремизм в современной России: проблемы теоретической интерпретации и политической практики: дис. ... канд. полит. наук. М., 2010. - 166 с.

[viii] См.: Нуруллаев А. А., Нуруллаев Ал. А.  Религиозно-политический экстремизм // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер. Политология. - 2003. № 4. - С. 83-92.

[ix] См.: Бидова Б. Б. Социально-экономические и политические причины религиозного экстремизма. Религиозно-политический экстремизм и пути его преодоления [Текст] // Государство и право: теория и практика: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, март 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 55-59.

 

Материалы Международной конференции «Религия и наследие советского государства: 25-летняя ретроспектива», Тбилиси, 2-4 июня 2017 года

 Rambler's Top100