Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 396 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



Н.Л.ЕВДОКИМОВА: "ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЦЕРКОВЬЮ И ГОСУДАРСТВОМ: ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА, ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ, ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА" - Тбилиси, июнь 2017

Печать

 

Наталия ЕВДОКИМОВА *

 

evdokimova nПроблема взаимодействия политики и религии — одна из самых давних в истории человечества, поскольку и политика, и религия являются древнейшими формами проявления общественной активности человека, их взаимодействие и взаимовлияние можно обнаружить на любой стадии развития человечества

Важный библейский принцип гласит: Церковь должна быть отделена от государства. У них разные задачи: у государства – обустроить жизнь граждан на земле, а у Церкви – приготовить души людей к жизни в вечности.

Вся история человечества свидетельствует о том, что единение Церкви и государства никогда не приносило пользы им обоим. Их соединение описывается в Библии так: “с церковью блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле”.

За примерами далеко ходить не надо. Римская империя, объявившая христианство государственной религией, и ущемлявшая всех несогласных, инквизиция Римской католической церкви, мечом и огнем насаждавшая веру, Древняя Русь, где князь Владимир объявлял всех несогласных креститься в православие своими врагами, - примеры стран, где нарушалось отделение церкви от государства. Средневековые короли Западной Европы заискивали перед папой римским, а российские цари фактически руководили патриархами и синодами церкви.

 

Внутренняя политика

Законодательство Российской Федерации чётко регулирует отношения между Государством, Религией и Обществом.

  1. Статья 14 Конституции Российской Федерации гласит: «Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».
  2. В соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ Государство:
  • не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности;
  • не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти;
  • не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему Федеральному закону;
  • обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
  1. Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3267-1 «Об образовании» одним из принципов государственной политики в области образования является светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

В настоящее время проблема взаимоотношений Церкви и Государства, Церкви и Общества вызывает в России повышенный интерес как в церковном сознании, так и в обществе в целом.

В этой связи надо отметить, что ушедший Патриарх Алексий II часто называл современные церковно-государственные отношения «близкие к идеальным».

В течение последних 20 лет открываются церкви, представители Русской Православной Церкви все чаще выступают на телеканалах, а избрание на патриарший престол митрополита Кирилла вообще было отмечено всяческими знаками внимания со стороны Кремлевской администрации. Можно ли говорить о существенном изменении политического значения Церкви сегодня, или это всего лишь одна из новых «PR-кампаний» действующей власти?

Согласно «Основам концепции Русской Православной Церкви» - официальной социально-политической и социально-экономической программе Церкви, принятой в 2000 г. Церковь не должна брать на себя функции, принадлежащие государству. В то же время Церковь может обращаться к государственной власти с просьбой употребить власть в тех или иных случаях.

«Люди светские, далекие от Церкви, а иногда и недоброжелательно относящиеся к Церкви, ищут внешних доказательств, ссылаются на какую-то особую поддержку властей, на сращивание Церкви с государством, которого в принципе не может быть, потому-то Церковь заботится о душах, а государство - о земном устроении жизни», - сказал Патриарх Кирилл.

Но это не соответствует действительности. При новом патриархе Кирилле Церковь стала религиозно-идеологическим отделом Кремля

Так встреча Кирилла и Франциска представляет собой попытку использовать христианский диалог для «преодоления дипломатической и экономической изоляции» России. А деятельность Московского патриархата в социальных сетях – яркое проявление информационной идеологической борьбы против Украины. Священики оправдывают российскую агрессию, "освящают" оружие, "благословляют" сепаратистов на Донбассе.

При этом, Православная церковь негативно относится к любой нетрадиционной религии, а к традиционным относит: православие, ислам, иудаизм и буддизм.

Преследования Свидетелей Иеговы стали символом религиозной дискриминации в постсоветской России. После долгих судебных процессов эта религия в России была запрещена.

Новым инструментом борьбы с «нетрадиционными» религиями стала антиэкстремистская политика. Неправомерная борьба с экстремизмом на религиозной почве стала развиваться после того, как был принят Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности от 25 июля 2002 года N 114-Ф. Для целей настоящего Федерального закона применяются понятие экстремистская деятельность (экстремизм), в том числе: массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии. А экстремистские материалы -  это предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности.

Именно это понимание экстремизма дает основание судьям для принятия решений о признании религиозной литературы экстремистской по причинам, которые часто противоречат здравому смыслу.

Важными элементами судебных процессов, которые касаются религиозной литературы, стала произвольность предоставления религиоведческой и психолого-лингвистической экспертизы.

Если религиозная организация использует «экстремистскую» литературу, её ликвидируют. А если граждане продолжают исповедовать запрещённую религию, их подвергают уголовному преследованию.

 

Отношения собственности

После революции первым законодательным актом в области взаимоотношений государства и церкви был «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918 года.

27 декабря 1921 г. был издан декрет ВЦИК "О ценностях, находящихся в церквах и монастырях", а 2 января 1922 г., на заседании ВЦИК было принято постановление "О ликвидации церковного имущества" Начало разгрома церкви  положил декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей от 23 февраля 1922 г. Декрет ознаменовал собой отход от линии возможного компромисса Церкви и Власти и открыл беспрецедентную по размаху кампанию изъятия церковных ценностей. Проведение кампании было приурочено к голоду, охватившему Россию в 1921 г.

С распадом СССР начался процесс безвозмездной передачи церкви имущества, ранее изъятого у церкви советским государством.

По распоряжению Президента Российской Федерации от 31 декабря 1991 г. № 135-рп «О возвращении Русской Православной Церкви строений и религиозной литературы» РПЦ передано здание Совета по делам религий при Кабинете министров СССР вместе с его библиотекой религиозной литературы.

Распоряжением Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. № 281-рп «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества» было поручено Правительству РФ подготовить «поэтапную передачу в собственность или пользование религиозным организациям культовых зданий, строений и прилегающих к ним».

В 1995 году Правительство РФ приняло Постановление № 248 «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения». Оно определяло общие принципы передачи объектов религиозного назначения в собственность, пользование либо совместное пользование с учреждениями культуры.

Среди переданных в 1990-е годы Русской православной церкви объектов религиозного назначения — Донской монастырь, храм мученицы Татианы при МГУ, храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе в Москве и Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в Костроме.

Россия при вступлении в Совет Европы обязалась без промедления вернуть собственность религиозных организаций.

В 2000 году юбилейный Архиерейский собор Русской православной церкви направил письмо Президенту РФ В. В.Путину, в котором отметил, что процесс возвращения церковной собственности в России «не только не завершён, но по-настоящему и не начат», и призвал к передаче церкви храмов, икон, святынь, помещений для воскресных школ. При этом в письме оговаривалось, что «Церковь не желает претендовать на весь объём собственности, бывшей в её распоряжении в течение того или иного исторического периода».

30 июня 2001 года вышло Постановление Правительства РФ № 490 «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения». В отличие от Постановления 1995 года, оно дало определение термина «имущество религиозного назначения»: это здания и сооружения с относящимися к ним земельными участками, в том числе монастырские и иные культовые комплексы, построенные для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, а также профессионального религиозного образования) и движимого имущества религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений или предметы, предназначенные для богослужебных и иных религиозных целей).

Передачу имущества осуществляет исключительно Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. В случае, если объект является памятником истории и культуры — по согласованию с Министерством культуры РФ для объектов федерального значения и органами охраны памятников истории и культуры субъектов РФ для объектов местного значения.

В 2004 году Государственная дума РФ приняла Закон «О безвозмездной передаче религиозным объединениям в постоянное пользование земель под зданиями культового назначения».

В 2007 году в Министерстве экономического развития Российской Федерации началась разработка проекта федерального закона о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находившегося в федеральной собственности. Сообщалось, что концепцию законопроекта утвердил глава правительственной комиссии, первый заместитель Председателя правительства Дмитрий Медведев.

В 2008 году патриарх Алексий II заявил, что РПЦ не будет поднимать вопрос о реституции, однако приветствует шаги государства по возвращению церковных зданий.

В ноябре 2007 года Президент Владимир Путин по просьбе патриарха Алексия II передал в храм Христа Спасителя частицу ризы Господней вместе с ковчежцем из Музеев Московского Кремля, несмотря на протесты музейного руководства. В июле 2008 года ещё 10 экспонатов из коллекции Музеев Московского кремля были переданы РПЦ.

В ноябре 2008 годах патриарх Алексий II обратился к Третьяковской галерее с просьбой передать в Троице-Сергиеву лавру для праздничного богослужения икону «Троица» Андрея Рублёва. Дирекция галереи была готова выдать икону, однако против выступили рядовые сотрудники музея. В результате активной кампании в прессе икона осталась в музее.

19 февраля 2010 года было распространено письмо ряда сотрудников ведущих российских музеев Президенту РФ Дмитрию Медведеву, в котором они призывали не передавать РПЦ религиозные памятники из музейных фондов, мотивируя свою позицию тем, что «передача древних храмов с фресками и иконами, а также икон и драгоценной богослужебной утвари из фондов музеев в церковное пользование выведет их из контекста культурной жизни общества и может привести к их гибели».

3 марта 2010 года работники искусства и науки опубликовали Открытое письмо Патриарху Кириллу, в котором говорилось о возможных последствиях передачи памятников истории и культуры, признанных общенациональным и мировым достоянием.

30 ноября 2010 года был принят Федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» N 327-ФЗ.

Настоящий Федеральный закон определяет порядок безвозмездной передачи в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.

Действие настоящего Федерального закона не распространяется на имущество религиозного назначения, которое относится к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, либо документам Архивного фонда Российской Федерации.

Этот закон изменил сложившийся ранее порядок вещей, когда РПЦ могла восстановить свое право только на отчужденную собственность. По новым нормам государство могло передать религиозной организации любые объекты "религиозного назначения".

Только с 2011 по 2016 год благодаря новому закону РПЦ получила в свое распоряжение свыше 250 объектов. При этом в момент подготовки законопроекта музейные сотрудники и представители культуры предупреждали: новые нормы могут привести к утрате музейных ценностей.

 

Примеры отношения священнослужителей к переданному имуществу:

Переданные РПЦ замки Бранденбург, Нойхаузен, Вальдау, Рагнит, Шаакен, Георгенбург и некоторые другие продолжают разрушаться. При этом в Нойхаузен до его передачи церкви могли быть вложены деньги Евросоюза.

Построенная в 1713 году без единого гвоздя церкви Преображения в Ипатьевском монастыре загорелось в 2002 году из-за непотушенной сигареты. Попытки священнослужителей потушить пожар самостоятельно лишь усугубили ситуацию. Пожарных вызвали спустя час, к моменту их приезда площадь пожара разрослась до ста квадратных метров.

В 1993 году Борисоглебский монастырь, памятник архитектуры в Дмитрове, переходил под церковное управление. Когда настоятельский дом освободила городская библиотека, оставшуюся часть книг священнослужители просто пустили на костер. Затем они разобрали северо-западную башню постройки XVII века.

Один из самых заметных скандалов произошел в 2008 году в Псковской области. Там верхний ряд иконостаса Серафимовского придела Троицкого кафедрального собора отправился на реконструкцию к неизвестным мастерам. А нижний ряд с благословения митрополита отдали на "переписывание" местному мастеру.

Отдельного внимания заслуживает ситуация в Санкт-Петербурге.

Согласно статье 50 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, памятники и ансамбли, включенные в Список всемирного наследия, историко-культурные заповедники, объекты культурного наследия, предоставленные в установленном порядке государственным музеям-заповедникам, объекты археологического наследия отчуждению из государственной собственности не подлежат.

Если учесть, что Объект «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников» стал в 1990 году первым российским объектом, включенным в Список ЮНЕСКО, то все последующие передачи противоречат как международным актам, так и внутреннему законодательству РФ.

2002 год – передача Казанского собора, в котором находился Музей истории религии и атеизма

31 марта 2006 года – передача Храма Преображения Господня на Аптекарском острове, в котором находилась Лаборатория электрофизической акустики ЛЭТИ.

В 2013 году РПЦ передано здание Благовещенской церкви, которая находится на территории Александро-Невской лавры. С 1932 года в Благовещенской церкви располагается единственный в России Музей городской скульптуры. настоящее время комплекс полностью разрушен, его реставрация может занять до семи лет.

29 января 2016 года – передача Смольного собора Воскресения Христова, в соборе регулярно проводились органные концерты, выставки и выступления Камерного хора Смольного собора. При этом запрос на передачу выполнен Санкт-Петербургской епархией, однако пользователем храма является приход, состоящий из физических лиц, он же несет обязательства по охране музейных ценностей

5 февраля 2016 года - передача Сампсониевского собора, договор о передаче музейных предметов в пользование заключили с юридическим лицом прихода. Учредителем его является вовсе не епархия, а 10 частных лиц, граждан Российской Федерации.

Русская православная церковь также претендовала на здание бывшей Николькой церкви на улице Марата, в котором расположен государственный Музей Арктики и Антарктики. Бывшему директору музея, а ныне председателю полярной комиссии Русского географического общества Виктору Боярскому удалось успешно отбиться от «атак» церковников.

В начале января 2017 года губернатор Петербурга Георгий Полтавченко официально объявил, что Исаакиевский собор переходит в безвозмездное пользование Русской православной церкви. По словам губернатора решение о передаче было принято после обращения патриарха Кирилла к губернатору Полтавченко в декабре 2016-го.

Передача собора должна состояться до 1 марта 2019 года, следует из распоряжения, опубликованного 12 января на сайте комитета имущественных отношений. Распоряжение при этом датировано 30 декабря 2016 года. Собор будет передан в пользование РПЦ на 49 лет. До 2012-го он находился в федеральной собственности, а потом был передан Петербургу. В нём находится "Государственный музей-памятник "Исаакиевский собор"

Формально Исаакиевский собор так и останется в собственности Санкт-Петербурга, поэтому все расходы на его содержание и реставрацию будут производиться из городского бюджет, речь идет о 650-800 млн рублей в год.

Несмотря на то, что Полтавченко заявил, будто «все решено», неравнодушные петербуржцы продолжают «бороться» за Собор. Прошли многотысячные митинги против передачи собора РПЦ, а петицию на сайте Change.org подписали более 200 тысяч человек.

Из социологических опросов выяснилось, что передачу собора РПЦ поддерживают 17,8% опрошенных, против выступают 57,1% респондентов (причем 42% заявили, что они выступают «категорически против»), оставшиеся 25,1% заявили, что им «все равно». Процент верующих и неверующих распределился примерно пополам: 49,7% респондентов идентифицировали себя как верующие, 49,4% — как неверующие, а 0,9% затруднились ответить.

В итоге из тех, кто выступает против передачи собора, сообщили, что:

  • Исаакиевский собор никогда не принадлежал церкви;
  • Исаакиевский собор является центральной достопримечательностью города, это музей и таким он и должен оставаться в будущем;
  • церквей сейчас и так очень много, их хватает на всех верующих;
  • церковь интересуют только доходы и для этого она и хочет получить контроль над Исаакиевским собором;
  • представители других религий не смогут посещать Исаакий;
  • в настоящее время в Исаакиевском соборе проводятся православные службы.

Иначе, как стяжательством, эти факты деятельности Русской Православной церкви во главе с патриархом Кирилла не назовёшь.

 

Образование и культура

Светский характер образования в Российской Федерации подтвержден двумя Федеральными законами.

Согласно статье 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ в соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

В статье 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования установлен светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Но, несмотря на это, Министерство образования РФ ввело с 1 сентября 2012 года в российских школах новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики». В рамках этого учебного предмета родителям и ученикам четвертых классов предоставляется на выбор несколько модулей: основы православной, исламской, буддистской, иудейской культуры, основы мировых религий, а также — основы светской этики.

Светское образование - образование, не связанное с обучением или навязыванием какой-либо религии или нерелигиозных идеологий, в том числе секулярных квазирелигий, не направленное на узкопрофессиональную подготовку служителей культа, а также катехизацию и "воцерковление" либо аналогичные формы привлечения обучаемых в религиозное объединение в нехристианских религиозных объединениях, не включающее в себя проведения богослужений, религиозных обрядов или церемоний.

Появилось много трудностей при введении этих курсов в школу:

Подготовительные курсы учителей начальных классов, которые должны вести данный предмет были для них нелегким испытанием. Обучение, часто проходило в семинариях, и преподавали данный предмет не светские ученые-религиоведы, а духовные лица. Некоторые учителя были неприятно поражены тем, что их принуждали молиться. Кроме того, для них непросто было освоить несколько курсов чужой религии.

Вторая сложность, с которой столкнулись исполнители закона – организация учебного процесса. Поскольку модулей несколько — они предоставляются родителям на выбор — возникает непростая задача составления расписания, адаптированного под каждого ребенка.

В-третьих, появление этого предмета в расписании возникло за счет сокращения часов других дисциплин.  Курс „основы религиозной культуры и светской этики“ введен  в четвертых классах за счет предметов „литературное чтение“ или „русский язык“ Ведут его в школах – непрофессионалы.

И, наконец, существует вопрос о целесообразности введения этого курса, так как историю  возникновения ислама рассматривают в рамках истории средних веков в шестом классе, христианство — в рамках истории шестого и седьмого класса. Возникновение буддизма и конфуцианства изучают на уроках истории в пятом классе.  А для тех, кто хочет изучать религию, есть воскресные школы.

Глава Синодального отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион на выступлении в Совете Федерации заявил о необходимости расширить школьный курс "Основы религиозных культур и светской этики" для противодействия терроризму. Это в четвёртом-то классе.

По его словам, необходимо научить детей отличать традиционные религии от их радикальных течений, для этого количество часов предмета должно быть увеличено.

Группа российских академиков в письме президенту России Владимиру Путину выступила против вмешательства Русской православной церкви в сферы общественной жизни. РПЦ всеми силами старается протолкнуть религиозную веру в ущерб настоящей науке. Подпись под обращением поставили десять ученых.

Академиков РАН поддержал глава комиссии Общественной палаты по вопросам регионального развития и местного самоуправления, выступивший с инициативой осудить “бурное вмешательство церкви в государственные дела”.

Культура также страдает от давления религиозных фанатиков.

21 февраля 2012 года пятеро участниц панк-группы Pussy Riot пришли в храм Христа Спасителя, взошли на амвон и провели там панк-молебен. Спустя несколько дней три предполагаемые активистки Pussy Riot оказались за решеткой по обвинению в хулиганстве. Ситуация породила раскол в обществе. Комментарии некоторых священников, которые были восприняты как «официальная позиция церкви», оказались крайне жесткими, гражданские активисты, в свою очередь, ругают «православных хоругвеносцев». Возник вопрос, сыграли ли Pussy Riot ключевую роль в обострении отношений церкви и общества или стали поводом к высказыванию скопившихся претензий?

Это событие повлекло за собой изменения, внесённые в Уголовный кодекс Российской Федерации. Статья 148 УК «Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий» в редакции, введенной в действие с 1 июля 2013 года, гласит:

1. Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств  верующих наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Деяния, предусмотренные  частью первой  настоящей статьи, совершенные в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний,  наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

Так как определения понятия «оскорбления религиозных чувств верующих» в законе не дано, то данная норма используется православными фанатиками очень произвольно при нападении на творчество деятелей искусств.

 

* Наталия Леонидовна ЕВДОКИМОВА - член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, ответственный секретарь Правозащитного совета Санкт-Петербурга, советник Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге.

 

Материалы Международной конференции «Религия и наследие советского государства: 250летняя ретроспектива», Тбилиси, 2-4 июня 2017 года

 Rambler's Top100