Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 215 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ САЕНТОЛОГИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В РОССИИ - СПб, май, 2017

Печать

 

Основы социальной концепции саентологической церкви в России

 

 

Что такое Саентология и Саентологическая церковь

 

1.1. Возникновение и быстрое распространение Саентологии по всему миру

Наименование «Саентология» предложено американским писателем и мыслителем Лафайетом Роном Хаббардом (L. Ron Hubbard; 1911–1986) в качестве названия основанной им новой самостоятельной религии1 и философии.

Слово «Саентология» означает «знание о том, как знать», оно образовано от латинского слова scio, что означает «знание в самом полном смысле этого слова», и греческого слова logos, что значит «учение».

Саентология является одной из самых быстрорастущих религий современности.

Первую Церковь Саентологии учредили в 1954 году в Лос-Анджелесе (США). В 1960 году насчитывалось 7 Саентологических церквей2 и 22 саентологические миссии3 по всему миру. В 1996 году Церковь Саентологии была представлена в 105 государствах. К 2016 году по всему миру действовали около 12 тысяч Саентологических церквей, миссий и религиозных групп, они насчитывали около 14 миллионов последователей в 184 странах мира.

Первая группа последователей Л. Рона Хаббарда в СССР появилась в 1984 году в г. Ленинграде.

В России на конец 2016 года действовали 50 миссий и 88 религиозных групп саентологов при общей численности последователей Саентологии до 80 тыс. человек.

 

1.2. Основы Саентологического учения

Основа Саентологического учения – труды основателя Саентологии Л. Рона Хаббарда, составляющие более 5 тысяч печатных работ и 3 тысяч записанных на пленку лекций. В совокупности они составляют религиозное Писание Церкви Саентологии.

Ключевым положением Саентологии является вера в то, что каждый человек является бессмертной духовной сущностью, хорошей в своей основе, которая проживает множество жизней и имеет способность к бесконечному совершенствованию. Саентологи считают, что каждый из них вернется на Землю в череде перерождений еще много раз. Главной целью Саентологии является освобождение человека как духовного существа от боли, страдания, бесконечного отчаяния и возвращения ему бессмертия.

Саентология признает существование Бога – Верховного Существа или Создателя Вселенной. Бог постигается в результате продвижения по ступеням духовного совершенствования.

В Саентологии стремление к существованию в качестве Верховного Существа (Бога) представлено восьмой динамикой или бесконечностью. В данном учении жизнь подразделяется на восемь частей, или динамик.

Динамика – одно из ключевых понятий, означающее стремление (стимул, импульс) в жизни человека, мотивацию к его развитию.

Первая динамика – это стремление индивидуума к существованию в качестве самого себя.

Вторая динамика – стремление к существованию посредством семьи, включая рождение и воспитание детей.

Третья динамика – стремление к существованию в группах индивидуумов. Школа, общество, город, нация являются частями третьей динамики.

Четвертая динамика – стремление к существованию в составе всего человечества.

Пятая динамика – стремление к существованию всего живого мира, в который входят растения и животные.

Шестая динамика – стремление к существованию в качестве физической Вселенной, которая состоит из материи, энергии, пространства и времени.

Седьмая динамика – стремление к существованию духовных существ (духа) или стремление к существованию в качестве духовных существ (духа).

Восьмая динамика – стремление к существованию в качестве бесконечности. О ней говорят еще и как о Верховном Существе (Боге).

Человек как духовное существо носит название «тэтан» (от греч. буквы тэта θήτα). Тэта – это восьмая буква греческого алфавита, которую в Древней Греции использовали для обозначения духа или мысли.

Учение о «тэтане» в Саентологии является основополагающим. Кратко его суть выражена в следующих словах: «На самом деле, человек является духовным существом, у которого есть разум и тело. Дух [тэтан] является источником всего хорошего, честного и творческого в мире: это сам человек». В Саентологии не говорят «мой тэтан», вместо этого говорят «я».

Путь к духовному освобождению, постепенному продвижению к Богу (восьмой динамике) называется в Саентологии «Мостом к полной свободе», который включает в себя определенные религиозные практики, позволяющие прийти к этой свободе4.

Саентологи убеждены:

1) В существовании Верховного Существа – Бога, в существовании тэтана – духовной сущности человека и их взаимосвязи;

2) В возможности продвижения человека по пути к восьмой динамике – бесконечности;

3) В своем личном бессмертии благодаря бесконечности жизни тэтана во многих телах;

4) В истинности Писания, состоящего из книг и записей лекций основателя религии – Л. Рона Хаббарда;

5) В святости и непогрешимости его религиозного авторитета. Согласно религиозной доктрине Саентологии, духовную свободу можно обрести, следуя по пути, описанному в Саентологическом Писании, без отклонений. Путь духовного совершенствования подразделяется на уровни, идущие в строгой последовательности.

Кредо Церкви Саентологии гласит:

«Мы в нашей Церкви верим, что:

Все люди любой расы, любого цвета кожи и любого вероисповедания изначально имеют равные права;

Все люди имеют неотъемлемое право исповедовать любую религию и придерживаться её обычаев;

Все люди имеют неотъемлемое право жить так, как они считают нужным;

Все люди имеют неотъемлемое право на душевное здоровье; Все люди имеют неотъемлемое право защищать себя;

Все люди имеют неотъемлемое право создавать, выбирать, поддерживать любые организации, церкви и правительства и помогать им;

Все люди имеют неотъемлемое право свободно думать, свободно говорить, свободно писать свои собственные мнения, а также высказываться по поводу мнений других людей или выражать своё несогласие с ними;

Все люди имеют неотъемлемое право обращать других людей в свою веру;

Душа человека имеет права человека;

Изучение разума и излечение болезней, вызванных нарушением в работе разума, не должны отделяться от религии, и нельзя смотреть сквозь пальцы на осуществление этой деятельности в нерелигиозных областях;

И никакая сила, меньшая, чем Бог, не может приостановить действие этих прав или отказать в них – открыто или скрыто.

И мы в нашей Церкви верим, что:

Человек в своей основе хороший; Он стремится выживать;

Его выживание зависит от него самого, от его ближних и от достижения им единства со Вселенной.

И мы в нашей Церкви верим, что законы Бога запрещают человеку:

Разрушать себе подобных;

Разрушать душевное здоровье других;

Разрушать или порабощать души других;

Разрушать или уменьшать выживание своих товарищей или групп.

И мы в нашей Церкви верим, что дух может быть спасён и что лишь дух может спасти или исцелить тело».

 

1.3. Религиозные символы Саентологии

Саентологическая церковь имеет свои религиозные символы, с помощью которых выражает суть своего вероучения. Это:

1. Восьмиконечный крест, состоящий из двух перекладин (четырех концов) и четырех лучей, обозначающих восемь частей, или динамик жизни.

2. Два треугольника, на которые наложена латинская буква S (первая буква слова Scientology). Вершины нижнего треугольника символизируют дружеское расположение, реальность и общение. Вершины верхнего треугольника символизируют знание, ответственность, контроль. В целом данный символ означает, что, участвуя в деятельности Саентологической религии, человек может постоянно увеличивать свое знание жизни, а также чувство ответственности за нее и контроль над нею.

Во всех Церквях Саентологии обязательно имеются портреты основателя религии Л. Рона Хаббарда, а также в больших церквях по всему миру, в знак уважения Основателя, создан его кабинет с этническими деталями оформления.

 

1.4. Религиозные практики Саентологии

Саентология имеет уникальную систему техник и практик, направленных на улучшение состояния человека.

Основными направлениями деятельности Саентологических церквей является обучение саентологов, включая подготовку одиторов (священников), построенное на изучении Писания, и проведение духовных консультаций (одитинга).

Одитинг (от англ. audit – слушВ результате одитинга человек лучше осознает свою духов- ность и свои взаимоотношения с Верховным Существом (Богом), начинает осознавать или понимать, что он бессмертное духовное существо.ать, рассчитывать) состоит из выстроенных в определенной последовательности специальных техник, направленных на работу с человеком как духовным существом. Одитор (саентологический священник) помогает человеку обнаружить области физических и душевных страданий, которые сопровождали его жизнь в прошлом, и освободиться от их влияния.

Одитинг проводится в доверительной обстановке, при участии лишь одитора и человека, пришедшего на одитинг. Во время проведения одитинга человек находится в полном сознании, к нему не применяются гипнотическое внушение, наркотики или психиатрические препараты.

Во время одитинга используется специальный прибор – е-метр (условное сокращение от «электропсихометр»), которым пользуются священники Церкви Саентологии либо те, кто проходит обучение, чтобы стать саентологическим священником.

Е-метр предназначен для помощи одитору в обнаружении области душевных мук и страданий обратившегося за помощью человека. Одитинг позволяет индивидууму восстановить в памяти все события в этой жизни, а также в прошлых жизнях.

В результате одитинга человек лучше осознает свою духовность и свои взаимоотношения с Верховным Существом (Богом), начинает осознавать или понимать, что он бессмертное духовное существо.

В Саентологии считается, что, окончательно восстановив в процессе одитинга свое духовное осознание и свою ответственность, человек обретает полную духовную свободу – духовное спасение.

Можно провести аналогию между одитингом и христианской исповедью. Так же, как тайна исповеди во всех христианских церквях должна сохраняться исповедником, в Саентологической церкви существует Кодекс одитора, запрещающий распространять или использовать в каких-либо целях полученную во время одитинга информацию.

Согласно Писанию, для обретения полной духовной свободы человек должен проходить и одитинг, и обучение. Обучение, подразумевающее изучение трудов Л. Рона Хаббарда, является в Церкви религиозным обрядом.

Чтение отдельных работ Л. Рона Хаббарда или прослушивание в записи его лекций образует существенную часть воскресной службы Саентологической церкви.

Еще один религиозный саентологический обряд – программа «Очищение», включающая прием здоровой, богатой витаминами и минералами пищи, физические нагрузки. Его можно сравнить с христианским постом или мусульманской уразой, также имеющими (имеющих) сугубо религиозное назначение.

На еженедельных воскресных службах священнослужители читают молитву о полной свободе, кредо Церкви Саентологии и произносят проповеди. Далее происходит групповой одитинг (процессинг) для прихожан, делаются объявления о предстоящих мероприятиях или программах. Помимо этого деятельность саентологов включает в себя ряд церемоний, которые проводят саентологические священники.

К числу религиозных церемоний Саентологической церкви относятся: церемония посвящения в духовный сан, церемония венчания, церемония наречения и церемония похорон.

Посвящение в духовный сан осуществляется только в отношении тех лиц, которые прошли специальную подготовку в Церкви и сумели продемонстрировать высокий уровень личной нравственности и бескорыстие в желании помогать другим людям. Они проходят проверку на предмет глубоких знаний в области этики, вероучения Саентологии, а также способностей проводить религиозные службы Церкви и давать консультации нуждающимся в них гражданам.

Саентология допускает и женское священство, поскольку исходит из того, что дух не имеет пола. Церемония посвящения в духовный сан происходит во время церковной службы, совершающейся по определенным правилам.

Церемония венчания включает в себя традиционные обещания супругов хранить верность и преданность друг другу.

В ходе церемонии наречения ребенок получает имя, а родители и нареченные (крестные) родители – духовные и нравственные права и обязанности по отношению к ребенку.

Церемония похорон у саентологов происходит в соответствии с одним из ключевых представлений вероучения о том, что тело не вечно, в то время как человеческий дух бессмертен, поэтому церемония похорон служит для того, чтобы помочь человеку завершить цикл жизни прошедшей и сосредоточится на жизни будущей. Саентологи исходят из того, что человек на самом деле не умер как духовное существо и продолжит свой путь в новом теле.

Саентологическая церковь отмечает как свои религиозные праздники, так и праздники страны (региона), где расположено конкретное отделение Церкви. Например, Новый год, День Победы, Восьмое марта и другие. К числу особо значимых религиозных праздников саентологов относятся:

День рождения Л. Рона Хаббарда (13 марта);

День Дианетики (9 мая);

День одитора (второе воскресенье сентября);

Годовщина основания Международной ассоциации саентологов (7 октября).

 

1.5. Организационное устройство Саентологической Церкви

Высшими структурными подразделениями в Саентологии являются:

Международная Церковь Саентологии,

Международная организация саентологических миссий,

Международная пасторская духовная лига Хаббарда.

Данные подразделения планируют крупномасштабные мероприятия Церкви Саентологии, следят за стабильным положением организации.

Одним из важных элементов Церкви Саентологии является ее религиозный орден, именуемый «Морской организацией» (Sea Organisation – организация, созданная Л. Роном Хаббардом в 1967 г., которая сначала базировалась на кораблях, но позднее часть «Морской организации» перешла на сушу; в настоящий момент у сообщества саентологов есть один корабль Freewinds, который ходит по Карибскому морю).

Члены «Морской организации» занимают ключевые посты в управлении делами Саентологии. Они дают обет служить Саентологии на протяжении миллиарда лет, выражая тем самым осознание своей бессмертной духовной сущности. Большинство из них работают на суше, каждый из них имеет почетное звание или ранг.

В настоящее время в религиозном братстве «Морская организация» состоит более 5 тысяч человек. Ее штаб-квартира находится в г. Лос-Анджелес (штат Калифорния, США). Глава «Морской организации» – Дэвид Мицкевич.

Управленческий центр Международной Церкви Саентологии, возглавляемый Советом директоров, расположен в г. Лос- Анджелесе.

 

Саентологическая церковь в России, общество и государство

 

2.1. Саентологическая Церковь в России поддерживает государ- ство и не участвует в политической деятельности

Саентологи поддерживают государство и соблюдают законы, они участвуют в борьбе с наркоманией, пропаганде здорового образа жизни, участвуют в оказании помощи пострадавшим от стихийных бедствий.

Саентологическая Церковь наставляет своих последователей соблюдать законы. Л. Рон Хаббард подчеркивал, что последователи Саентологии должны поддерживать Правительство, созданное и работающее на благо всех людей5. И прихожане Саентологической Церкви должны следовать этому принципу.

Саентологи убеждены, что все люди как духовные существа живут множество жизней и многократно возвращаются на Землю; им необходимо прилагать усилия, чтобы каждый раз жить во все лучших и лучших земных условиях. Поэтому последователи Саентологии склонны занимать активную жизненную позицию, исполнять все возложенные на них государством гражданские обязанности, участвовать в социально полезных проектах и программах.

Саентологическая Церковь в России последовательно придерживается конституционного принципа отделения религиозных организаций от государства.

Саентологическая Церковь принципиально не участвует ни в какой политической деятельности и не занимается какой бы то ни было политической деятельностью, ибо, как подчеркивал Л. Рон Хаббард, «Саентология по природе своей вне политики…»6. Саентологическая Церковь в России не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь. В то же время прихожане церкви, являясь гражданами своей страны, свободны в своих политических взглядах и волеизъявлении, сами принимают решение, за кого голосовать на выборах.

 

2.2. Негативное отношение Саентологической церкви в России к насилию, военным и социальным конфликтам

Саентологическая Церковь осуждает эскалацию конфликтов и избрание насилия, в том числе военного, для решения тех или иных социально-политических проблем.

Саентологи стремятся к урегулированию любых конфликтов посредством переговоров, считая, что войны рождаются в «умах людей» и поэтому с помощью общения можно «растворить проблемы» и разрешить любые конфликты. Целью Саентологии является построение такой цивилизации, в которой не будет насилия, преступности и войн, а все спорные вопросы – от простейших до самых сложных – будут решаться мирными способами.

 

2.3. Отношение Саентологической церкви в России к службе в Вооруженных силах и другим гражданским обязанностям

Церковь Саентологии не налагает на своих членов и служителей каких-либо ограничений в отношении их гражданских прав и обязанностей, в том числе в отношении принятия ими личного решения о службе в Вооруженных силах.

Саентологическая церковь в России осуждает уклонение от выполнения гражданского долга, в том числе от уплаты налогов и службы в Вооруженных силах.

 

2.4. Отношение Саентологической церкви в России к другим религиям

Принципиальным для Саентологии является уважительное отношение ко всем религиям и религиозным верованиям. «Уважайте религиозные верования других. Терпимость – это краеугольный камень, на котором держатся отношения между людьми», – призывал Л. Рон Хаббард7.

 

2.5. Отношение Саентологической церкви в России к национальностям и этносам

Все люди, независимо от расовой, национальной, этнической принадлежности воспринимаются в Саентологии как абсолютно равные, имеющие одинаковые права и обязанности. Все они рассматриваются как духовные существа. Никакого различия между людьми по признакам цвета кожи или разреза глаз, а также по принадлежности к отдельным этносам в Саентологии не проводится. «Мы в нашей церкви верим, что все люди любой расы, любого цвета кожи и любого вероисповедания изначально имеют равные права», говорится в одном из важнейших документов Саентологической Церкви – «Кредо Церкви Саентологии».

 

2.6. Отношение Саентологической церкви в России к законодательству Российской Федерации

Саентологическая Церковь категорически осуждает любые противозаконные поступки и намерения их совершить. Это положение опирается на завет основателя Саентологии Л. Рон Хаббарда, который неоднократно акцентировал внимание на данном вопросе. «Не делайте ничего противозаконного. Практически любой достойной цели можно достичь абсолютно законным путем. Противозаконный путь опасен и является пустой тратой времени», – подчеркивал он8.

 

2.7. Права и свободы человека

В Саентологии подчеркивается ценность каждого человека, его прав и свобод: «Мы в нашей церкви верим, что все люди любой расы, любого цвета кожи и любого вероисповедания изначально имеют равные права», – говорится в «Кредо Церкви Саентологии».

«Кодекс Саентолога» включает следующие положения: «Быть сторонником политики равенства всех людей перед законом» (пункт 9); «работать над достижением свободы слова в мире» (пункт 10)9. Саентологи следуют этим принципам, повсеместно отстаивая права и свободы людей.

 

2.8. Свобода совести, свобода вероисповедания и толерантность

По убеждениям саентологов важнейшими правами человека являются право на свободу совести и свободу вероисповедания.

В основе этих прав лежит принцип толерантности. Религиозная толерантность (веротерпимость) подразумевает терпимые, толерантные отношения между верующими различных религий и конфессий, религиозными объединениями, основанные на принципе взаимоуважения, взаимного признания прав на существование и деятельность.

Саентологи последовательно отстаивают право на свободу совести и свободу вероисповедания, а также высоко ценят толерантность и веротерпимость.

«…Все люди имеют неотъемлемое право исповедовать любую религию и придерживаться ее обычаев», – отмечается в «Кредо Церкви Саентологии»10.

Основатель Саентологии Л. Рон Хаббард подчеркивал, что «человек абсолютно волен проповедовать свою религию, стремясь к тому, чтобы ее приняли другие»11.

 

2.9. Отношение Саентологической церкви в России к труду, предпринимательской деятельности, собственности и богатству

Труд является важнейшей обязанностью и предназначением человека на Земле. Человек должен добросовестно и плодотворно трудиться, чтобы улучшать условия жизни на Земле, ведь ему, согласно учению Саентологической церкви, в цепи новых рождений как бессмертному духовному существу, суждено возвращаться на эту планету снова и снова.

Саентологи осуждают лень, иждивенчество и нежелание трудиться и одобряют трудолюбие, в том числе стремление к карьерному росту благодаря собственному труду.

«Будьте трудолюбивы, – писал Л. Рон Хаббард. – Когда человек добивается чего-то, это очень, очень высоко поднимает его моральный дух. Практически можно продемонстрировать, что производство является основой морального духа»12.

Основанное на нравственности предпринимательство является разновидностью добросовестного труда, поэтому, как и любой другой честный труд, оно оценивается саентологами позитивно.

Саентологическая Церковь считает, что человек имеет право владеть частной собственностью, в том числе обладать значительным состоянием, быть богатым. При этом он несет моральную ответственность за сохранность своей собственности, рациональное и нравственное использование и приумножение богатства.

«Содержите в чистоте и порядке свое жилье и свое рабочее место, – указывал Л. Рон Хаббард. – …Чтобы уберечь свою собственность и помещения, где вы работаете или живете, убедите других поступать так же по отношению к их собственности»13.

 

2.10. Саентологическая церковь в России и экологические проблемы

Саентологическая Церковь последовательно выступает за бережное обращение с природой и категорически осуждает загрязнение окружающей среды.

Саентологи активно участвуют в природоохранной деятельности, призывают всех людей доброй воли стараться приносить природе пользу – убирать мусор, заботиться о растениях и животных, не засорять и очищать леса и водоемы.

«Берегите и улучшайте свое окружение. Помогайте заботиться о нашей планете, – призывает Л. Рон Хаббард. – Мусор, засоряющий окрестности и водоем, сухой кустарник, готовый загореться, – человек не должен способствовать возникновению всего этого, если у него выпадает свободное время, он может сделать что-то, чтобы избавиться от этого»14.

 

2.11. Отношение Саентологической церкви в России к средствам массовой информации

Саентологическая Церковь с уважением относится к средствам массовой информации (СМИ), к работе журналистов, честно выполняющих свой профессиональный долг, состоящий в правдивом информировании общества о происходящем в мире и стране.

Саентологи призывают средства массовой информации и журналистское сообщество публиковать достоверную информацию о религиозной жизни в России, в том числе и о Саентологической Церкви.

Взаимодействуя со СМИ, которые искажают, намеренно или в силу незнания, информацию о Саентологии, Церковь старается добиться опровержения материалов, несущих ложь, с помощью проверенных фактов, делая это в полном соответствии с законом.

 

2.12. Отношение Саентологической церкви в России к культуре, науке, образованию

Среди последователей Саентологии немало известных артистов, деятелей культуры, людей творческих профессий, ученых и преподавателей.

Л. Рон Хаббард отмечал: «Величие культуры определяется лишь величием ее мечтаний, а ее мечтания создаются деятелями искусства»15. Саентология обладает технологиями, которые помогают гармоничному развитию людей, выявлению и реализации их способностей и талантов в различных областях.

Саентологи не противопоставляют науку и религию, полагая, что обе эти сферы очень важны и должны находиться в гармонии друг с другом.

Основоположник Саентологии Л. Рон Хаббард писал о науке следующее: «Таким образом, наука и религия – это не противоположные понятия. Сама наука была заимствована из древних индийских и египетских религиозных учений». Церковь Саентологии позитивно относится к светскому образованию и всемерно поддерживает важность получения такого образования, поскольку исходит из того, что оно способствует улучшению благосостояния человека и его семьи, повышению уровня компетентности и созданию условий для счастливой жизни.

«Можно сказать, что образование – это процесс, посредством которого человек получает данные, накопленные на протяжении длительного периода существования культуры. Пользуясь образованием, человек может решать очень многие из своих проблем не менее успешно, чем если бы он пользовался своим субъективным опытом», – отмечает Л. Рон Хаббард16.

Основоположник Саентологии выявил основные препятствия, которые возникают перед людьми на пути получения качественного образования, и разработал методики, которые позволяют преодолевать эти препятствия.

Используя эти методики, специалисты Церкви Саентологии помогают людям успешно учиться, значительно повышать свою успеваемость.

 

Какого образа жизни рекомендует своим последователям придерживаться саентологическая церковь в России

 

3.1. Свобода воли и свобода выбора саентологов

Саентолог стремится соотносить свою жизнь с Саентологическим Писанием и Кодексами Саентологии (Кодекс чести, Кодекс саентолога и другие), при этом личные решения, касающиеся проблем собственной жизни, он принимает самостоятельно. Церковь Саентологии не посягает на свободу воли и свободу выбора своих последователей. Она не принуждает их к тем или иным действиям и не запрещает своим прихожанам самостоятельно принимать решения, касающиеся их личного выбора жизненного пути.

Церковь Саентологии призывает своих последователей изучать Саентологическое Писание и нести ответственность за свою жизнь и за собственные поступки в соответствии с этическими нормами и Кодексами Саентологии.

Саентологическое Писание предлагает человеку все необходимые технологии для улучшения собственной жизни и создания условий для еще более привлекательной жизни в будущем.

В своих поступках саентолог должен руководствоваться, в первую очередь, «золотым правилом нравственности», которое гласит: «Старайтесь поступать с другими так же, как вы хотели бы, чтобы они поступали с вами»17.

В Саентологии нет особых требований к питанию.

Человек, принимающий наркотики или психотропные вещества, не может изучать Писание и получать исповедь, так как он не способен рационально оценивать данные и ситуацию.

 

3.2. Саентологическая этика

Саентологическая этика включает представления о добре и зле, совести, самопожертвовании, честности, порядочности и других моральных категориях. Помимо общих этических суждений саентологическая этика подразумевает соответствующий ей образ жизни, который, в первую очередь, должен обеспечивать успешное выживание личности и общества.

Саентологическая этика признает нравственным то, что спсобствует выживанию по максимальному числу динамик.

Как пишет Л. Рон Хаббард, «этика просто состоит из действий, которые человек предпринимает в отношении самого себя. Это личное дело человека»18. Если человек этичен, или, как говорят саентологи, «этика у него введена», следовательно, он сам выбрал этот путь и у него нашлось достаточно мотивов, чтобы сделать данный выбор. При этом «он “вводит свою этику” сам»19.

По мнению основателя Саентологии, вне этических норм Саентология не может эффективно функционировать. Там, где отсутствует этика, не может успешно применяться и Саентология20.

 

3.3. Отношение к здоровью и медицинской помощи

В Саентологии нет каких-либо специфических особенностей, связанных с отношением к здоровью и медицинской помощи.

Саентологическая Церковь рекомендует своим последователям вести здоровый образ жизни, воздерживаться от вредных привычек. Она не дает оценок эффективности тех или иных методов сохранения здоровья и медицинского лечения, считая это прерогативой специалистов и личным делом своих последователей.

В Саентологии не существует запрета на использование эффективного медицинского лечения, направленного на устранение реальной физической болезни. Церковь не препятствует прихожанам использовать традиционные лечебные и медицинские процедуры и препараты (применение антибиотиков и фармацевтических средств, переливание крови, анестезия и прочее). В Саентологии подчеркивается, что медицинская помощь должна оказываться квалифицированными врачами.

В случае болезни или травмы Саентологическая Церковь рекомендует своим сотрудникам и прихожанам обращаться к профессиональным врачам, и только после этого прихожане могут прибегнуть к методикам, разработанным в Саентологии (системе ассистов – от англ. assistance – помощь, содействие), способствующим духовному оздоровлению.

Церковь Саентологии рекомендует своим прихожанам придерживаться правил гигиены. Этому вопросу посвящена отдельная глава в книге Л. Рона Хаббарда «Дорога к счастью», где говорится: «Заботьтесь о себе: заболев, обеспечьте себе необходимую помощь и уход; содержите тело в чистоте; заботьтесь о своих зубах; правильно питайтесь; отдыхайте»21.

 

3.4. Отношение к употреблению наркотиков и психотропных средств

Не устанавливая категорического запрета на курение или употребление алкогольных напитков, Церковь Саентологии проповедует умеренность, которая призвана свести к минимуму возможный вред физическому и духовному развитию человека.

Саентологи убеждены, что наркотики и психотропные средства наносят непоправимый вред психическому и физическому здоровью.

 

3.5. Почему Саентология выступает против злоупотреблений психиатрии?

Саентология признает необходимость лечения душевных расстройств эффективной терапией. Однако считает нынешнее состояние сферы лечения душевного здоровья таковым, что оно предлагает весьма мало действенных способов для решения (людских?) проблем человека в этой области. По имеющимся свидетельствам, (сфера душевного здоровья) она в современном виде изобилует нарушениями прав человека, нередко сопряженными с унижением достоинства человека. Это также едва ли не единственная область, где имеет место принуждение и даже лишение свободы человека не в качестве наказания за установленные судом преступления, а «по медицинским показаниям».

Саентологическая Церковь решительно возражает против жестокого обращения с душевнобольными вместо их лечения. Вот почему Церковь поддерживает Гражданскую комиссию по правам человека, работающую над разоблачением и искоренением злоупотреблений в сфере душевного здоровья.

Церковь выступает за то, чтобы область сохранения душевного здоровья была полностью в сфере действия закона; за действенный контроль за законностью действий (их?) персонала; за введение подлинного информированного согласия пациента.

 

3.6. Семья и семейные ценности

Семья в Саентологии рассматривается как основа общества и культуры. По мнению Л. Рона Хаббарда, «семья необходима обществу с экономической и различных других точек зрения в том виде, в котором она существует в настоящее время. Вся культура погибнет, если ее основа, семья, прекратит свое существование, перестанет быть тем, из чего строится общество. Таким образом, не вызывает сомнений, что тот, кто разрушает брачный союз, разрушает и цивилизацию»22.

Саентологическая Церковь придает большое значение семейным ценностям, укреплению традиционных супружеских союзов, воспитанию детей, заботе о родителях и пожилых членах семьи.

Брак свято чтится в Саентологии. В церемонии венчания Саентологическая Церковь освящает брачный союз. Церковь Саентологии порицает супружескую неверность, пренебрежение своими семейными обязанностями, невнимание к воспитанию детей и отсутствие заботы о родителях.

 

3.7. Глубокое уважение к материнству и детству: «сегодняшние дети – это завтрашняя цивилизация»

В Саентологической Церкви с глубоким уважением относятся к женщине как матери и материнство всячески поощряется. К детям саентологи относятся с любовью и уважением, так как с момента рождения видят в каждом ребенке неповторимую личность с собственными задатками и склонностями, способностями и талантами. Призвание родителей, в особенности матери, видится верующим в том, чтобы создавать все условия для развития детских талантов, оставаясь при этом нравственными людьми.

По мнению основателя Саентологии, воспитание высоконравственной личности является ключевой задачей, ибо «сегодняшние дети – это завтрашняя цивилизация»23. Обращаясь к родителям, Л. Рон Хаббард подчеркивал: «Помните, что в любом случае жизнь ребенка не удастся, если он не станет высоконравственным человеком, который может полагаться на собственные силы»24.

 

Социальное служение

 

4.1. Социальные и гуманитарные проекты Саентологической Церкви в России

Социальные и гуманитарные проекты Саентологической Церкви в России не имеют религиозного или миссионерского характера. Они направлены на предотвращение социальных катастроф и спасение человека в ситуациях, которые могут привести к его гибели, и на помощь в предотвращении деградации современной цивилизации. Эти проекты строятся на уважении к человеку, достоинству личности, подразумевая ее всестороннее гармоничное развитие.

Масштабы социальной деятельности саентологов значительны. Это и

проведение профилактических мероприятий против распространения наркотиков;

работа общественного движения за восстановление моральных ценностей;

оказание помощи людям, сбившимся с верного пути — помощи в обретении достоинства и радости жизни;

помощь в районах бедствий — от оказания духовной помощи пострадавшим до материальной поддержки и обеспечения содействия в преодолении последствий катастроф.

 

4.2. Антинаркотическая кампания

Говоря о разрушительном воздействии наркотиков на общество, основатель Саентологии Л. Рон Хаббард писал: «Наша планета столкнулась с препятствием, которое делает невозможным любой сколько-нибудь значительный социальный прогресс. Это препятствие — наркотики и другие биохимические вещества. Эти вещества могут быть причиной такого состояния человека, которое не только исключает сохранение или восстановление физического здоровья, но также может воспрепятствовать любому стабильному улучшению в умственной или духовной сфере»25.

Саентологи активно участвуют в Международном движении «За мир без наркотиков», проводя уличные мероприятия, направленные против употребления наркотиков, и распространяя просветительские антинаркотические материалы среди молодежи и взрослых. На протяжении уже более двух десятилетий в России это движение регулярно проводит различные просветительские антинаркотические мероприятия по всей стране, неся большому числу людей правдивую информацию о вреде наркотиков.

Саентологи активно поддерживают программу реабилитации наркоманов «Нарконон» (от англ. «Нет наркотикам»). «Исследования продемонстрировали тот факт, что в нашей культуре наиболее разрушительным элементом являются наркотики», – неоднократно подчеркивал основатель Саентологии Л. Рон Хаббард26.

 

4.3. Программа «Криминон»

Программа «Криминон» (от англ. «Нет преступности») основана на идеях книги «Дорога к счастью» и открытиях Л. Рона Хаббарда, сделанных в ходе исследований причин преступности и методов её предотвращения.

Главным направлением деятельности организации является помощь осужденным в их социальной реабилитации. Эта цель достигается путем воспитания нравственности и ощущения собственного достоинства человека, утрата которых является причиной преступности. После завершения программы осужденные осознают обретение ими реального шанса стать полезными и полноценными членами общества, начав новую жизнь после освобождения из мест лишения свободы.

 

4.4 Кампания, восстанавливающая моральные ценности

Саентологи по всему миру придерживаются морального кодекса, именуемого «Дорога к счастью». Книга «Дорога к счастью» заполняет моральный вакуум в бездуховном обществе при помощи двадцати одного наставления. Следуя простым, но фундаментальным истинам, содержащимся в этих наставлениях, путь любого человека к своей мечте, цели и счастливой жизни может стать легче. «Дорога к счастью» помогает пробуждать у людей осознание необходимости неуклонно повышать моральный уровень.

Перечислим эти 21 наставление из «Дороги к счастью»:

1. Заботьтесь о себе;

2. Будьте воздержанны;

3. Не будьте распутными;

4. Любите детей и помогайте им;

5. Уважайте родителей и помогайте им;

6. Подавайте хороший пример;

7. Стремитесь жить правдиво;

8. Не совершайте убийств;

9. Не делайте ничего противозаконного;

10. Поддерживайте правительство, созданное и работающее на благо всех людей;

11. Не причиняйте вреда человеку доброй воли;

12. Берегите и улучшайте своё окружение;

13. Не крадите;

14. Будьте достойны доверия;

15. Возвращайте свои долги;

16. Будьте трудолюбивы;

17. Будьте компетентны;

18. Уважайте религиозные верования других;

19. Старайтесь не делать другим того, чего вы не хотели бы себе самому;

20. Старайтесь поступать с другими так же, как вы хотели бы, чтобы они поступали с вами;

21. Процветайте и преуспевайте.

 

4.5. Кампания по оказанию эффективной помощи в любых чрез- вычайных ситуациях

Движение саентологических добровольцев (добровольных священников) — это программа помощи при чрезвычайных ситуациях и катастрофах. В это движение входят люди разных профессий и культур, которых объединяет одна цель — оказывать любую помощь людям там, где она требуется.

Приезжая на места катастроф, саентологические добровольцы налаживают контакт с местной администрацией и правоохранительными органами, чтобы скоординировать с ними свои действия, оказывая посильную помощь во всем. Они предоставляют пищу и воду, помогают спасателям, обеспечивают людскими ресурсами, предоставляют «первую духовную помощь» пострадавшим, обучают других этим методам помощи.

 

4.6. Кампания «Объединяйтесь за права человека»

Основная идея кампании за права человека — внедрение принципов Всеобщей декларации прав человека — основана на указании Л. Рона Хаббарда: «Очень немногие правительства обеспечили выполнение хоть какой-нибудь части Всеобщей декларации прав человека. Большинство правительств не осознали, что само их выживание полностью зависит от того, примут ли они соответствующие реформы и дадут ли своим народам таким образом общее дело, цивилизацию, достойную поддержки, достойную их патриотизма»27.

Кампания «Объединяйтесь за права человека» предоставляет все инструменты для успешного ее проведения и тем самым помогает людям противостоять нарушениям прав человека в той или иной сфере общественной жизни.

Саентологи – активные граждане своей страны, убежденные патриоты, сторонники сильной и единой России. Они выступают за традиционную крепкую семью, заботу о детях и пожилых людях, за высокие моральные ценности, поддерживают государство и непримиримы к преступности и аморальности, следуют здоровому образу жизни и помогают своим согражданам.

 

 

П Р И Л О Ж Е Н И Я

 

Приложение 1

ГЛОССАРИЙ САЕНТОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ28

АБЕРРАЦИЯ (не встречается в тексте) — нерациональное поведение или расчет. Она имеет раздражительно-ответный характер и может как способствовать выживанию, так и быть направленной против него. Инграммы (не встречается в тексте) – основополагающий источник аберраций.

ДИАНЕТИКА – от греч. μέσω, анг.Dia – через, и μυαλό, анг. nous – разум; через разум или через душу) – начальная ступень и раздел Саентологии, созданное Л. Роном Хаббардом учение о разуме, которое позволяет решать проблемы, связанные с человеческим поведением и психосоматическими заболеваниями. Дианетика представляет собой технологию, метод, с помощью которого можно делать людей более душевно здоровыми посредством стирания нежелательных ощущений и неприятных эмоций.

ДИНАМИКИ – в Саентологии одно из ключевых понятий, означающее восемь стремлений (стимулов, импульсов) в жизни человека, которые являются мотивацией к его развитию. Первая динамика – это стремление индивидуума к существованию в качестве самого себя. Здесь индивидуальность находит свое полное выражение. Вторая динамика – стремление к существованию посредством сексуальной жизни. Эта динамика в действительности состоит из двух частей: а) собственно половой акт и б) семья, включая воспитание детей. Третья динамика – стремление к существованию в группах индивидуумов. Любая группа или часть целой социальной системы может рассматриваться как состав- ляющая третьей динамики. Школа, общество, город, нация являются частями третьей динамики, и каждая из них сама по себе является третьей динамикой. Четвертая динамика – стремление к существованию в составе всего человечества. Какая-то одна раса рассматривается как третья динамика, однако все расы вместе являются четвертой динамикой. Пятая динамика – стремление к тому, чтобы существовал живой мир. Сюда входит все живое, будь то растения или животные. Шестая динамика – стремление к существованию в качестве физической вселенной. Физическая вселенная состоит из материи, энергии, пространства и времени. В саентологии используется слово МЭСТ, образованное из первых букв соответствующих английских слов – Matter (материя); Energy (энергия); Space (пространство) и Time (время). Седьмая динамика – стремление к существованию духовных существ (духа) или стремление к существованию в качестве духовных существ (духа). Все духовное входит в седьмую динамику. Восьмая динамика – стремление к существованию в качестве бесконечности. О ней говорят еще и как о Верховном Существе (Боге). Эту динамику называют восьмой, потому что цифра 8 в Саентологии воспринимается как поставленный вертикально символ бесконечности. Саентологи называют эти динамики по их номерам.

Е-МЕТР (сокр. от элекропсихометр) – прибор, имеющий религиозное назначение, которым пользуются священники Церкви Саентологии или те, кто проходит обучение, чтобы стать саентологическим священником. Е.-метр ничего не диагностирует, а лишь помогает священнику обнаружить области душевных мук и страданий обратившегося за помощью человека, с которыми необходимо работать, чтобы избавить от них человека.

ИНГРАММА (от анг. engram, – след в памяти) (не встречается в тексте) – в Саентологии умственный образ-картинка, фиксация момента боли и бессознательного состояния. Обязательной частью инграммы является удар или травма. Инграммы, согласно учению Саентологии, содержатся в реактивном уме – той части разума, которая неподвластна волевому контролю человека и работает в форме ответов на внешние раздражители. Поэтому одной из задач Саентологии является борьба с реактивным умом. Освободившийся от реактивного ума человек в Саентологии именуется Клиром (от англ. clear – чистый, ясный). Это название состояния, достигаемого при помощи одитинга, а также человек, достигший этого состояния. Клир в Саентологии означает духовное существо, у которого больше нет собственного реактивного ума. Клир не имеет инграмм, которые могли бы быть рестимулированы, что нарушило бы правильность его расчетов посредством внесения в них скрытой неверной информации. Достижение состояния Клир является целью Дианетики. Процесс этого достижения именуется одитингом.

КЛИР (от англ. сlear – ясный, чистый) – человек, у которого благодаря дианетической терапии нет ни реальных, ни потенциальных психосоматических заболеваний или аберраций.

МОСТ, Мост к Полной Свободе – маршрут к состоянию Клир и далее к состоянию оперирующего тэтана, символизирующий путь от состояния незнания к откровению. В основе образа моста лежат представления о пропасти между тем местом, где человек находится сейчас, и более высоким «плато существования», которого человек стремится достичь. Многие в процессе этого падали с моста в пропасть. Чтобы такого не случалось, в Саентологии разработана так называемая «таблица классов, ступеней и осознания» для постепенного продвижения вверх. Слово «классы», в данном случае, означает, что существуют некоторые действия, которые требуется выполнить, либо состояния, которых необходимо достичь, прежде чем человек получит класс, соответствующий определенному уровню религиозного обучения, и ему будет разрешено двигаться дальше. «Ступени» символизируют постепенное продвижение вверх, подобное восхождению по ступеням лестницы. «Осознание» относится к уровню понимания человека, который углубляется по мере движения человека вверх. На правой стороне этой таблицы располагаются различные шаги одитинга. Левая сторона таблицы описывает важные шаги обучения, в процессе которых человек получает необходимые знания и способности. Этот путеводитель показывает человеку, как и куда ему нужно идти, для того чтобы подняться на более высокие уровни и достичь полной свободы. Саентология располагает полной таблицей (картой), для того чтобы провести человека по Мосту к более высоким состояниям.

ОДИТИНГ (от англ. auditing – слушать, рассчитывать) – в саентологии духовная консультация, своего рода исповедь. Одитинг состоит из выстроенных в определенной последовательности религиозных услуг, направленных на работу с человеком. В процессе одитинга одитор (саентологический священник) помогает человеку обнаружить области физических и душевных страданий, которые сопровождали его жизнь в прошлом, и освободиться от их влияния. Одитинг проводится в доверительной обстановке, при участии лишь одитора и человека, пришедшего на одитинг. Во время проведения одитинга человек находится в полном сознании, к нему не применяются ни гипнотическое внушение, ни наркотики, ни психиатрические препараты. В соответствии с саентологической доктриной, в результате одитинга человек лучше осознает свою духовность, духовный рост и свои взаимоотношения с Высшим Существом (Богом), начинает ощущать свое бессмертие. Прихожанин, находя свои собственные ответы, обретает понимание своей связи с жизнью и Верховным Существом (Богом), а также ощущает ответственность за эту связь. В Саентологии считается, что, окончательно восстановив в процессе одитинга свое духовное осознание и свою ответственность, человек обретает полную духовную свободу – духовное спасение.

ОПЕРИРУЮЩИЙ ТЭТАН – см. в ст. Тэтан.

ПРЕКЛИР (от англ. сlear – ясный, чистый) – человек, который получает дианетический или саентологический процессинг (духовную консультацию) и еще не стал Клиром.

СУПЕРВАЙЗЕР (от англ. supervisor – наблюдающий) – сотрудник, который отвечает за то, чтобы прихожане и штатные работники изучили теорию Саентологии и ее практическое применение. Супервайзер также наблюдает непосредственно за процессом изучения, чтобы убедиться, что прихожане могут применять полученные знания.

ТЭТАН (от греч. буквы тэта θήτα) – в Саентологии духовная сущность человека. Разум и тело понимаются в Саентологии как механизмы, посредством которых тэтан взаимодействует с миром. Главная цель всех форм жизни – это стремление к бесконечному выживанию. В соответствии с саентологическим учением достичь окончательного проявления своей сущности и правильного отношения к своей жизни можно только постепенно, по мере продвижения по ступеням Моста и достижения состояния «оперирующего тэтана». «Оперирующим тэтаном» считается человек, избавившийся от страданий прошлого и ставший полностью самим собой, восстановивший свои изначальные способности, понимание жизни и Бога. Это духовное существо, которое находится «в состоянии причины по отношению к материи, энергии, пространству, времени, форме и жизни». «Оперирующий» означает «способный действовать независимо ни от чего материального».

 

Приложение 2

Священные Писания Саентологии

Перечень материалов, переведенных на русский язык и составляющих основу Саентологического Писания

Книги Л. Рона Хаббарда серии «Основы»:
Дианетика: первоначальные тезисы
Дианетика: эволюция науки
Дианетика: современная наука о разуме
Наука выживания
Самоанализ
Продвинутая процедура и Аксиомы
Настольная книга для преклиров
Саентология: история человека
Саентология: 8-80
Саентология: 8-8008
Создание человеческих способностей
Дианетика 55!
Саентология: основы жизни
Проблемы работы
Саентология: новый взгляд на жизнь
Саентология 0-8: книга основ
Введение в саентологическую этику

Аудиокниги Л. Рона Хаббарда серии «Основы» (на CD):
Дианетика: первоначальные тезисы
Дианетика: эволюция науки
Дианетика: современная наука о разуме
Наука выживания
Самоанализ
Продвинутая процедура и Аксиомы
Настольная книга для преклиров
Саентология: история человека
Саентология: 8-80
Саентология: 8-8008
Создание человеческих способностей
Дианетика 55!
Саентология: основы жизни
Проблемы работы
Саентология: новый взгляд на жизнь
Введение в саентологическую этику

Книги и брошюры, основанные на работах Л. Рона Хаббарда:
Саентологическая религия: истоки, церемонии, проповеди и службы
Саентология: настольная книга
Руководство по ассистам
Руководство по вводным и демонстрационным процессам
Динамики жизни
Компоненты понимания Общение
Целостность и честность
Шкала эмоциональных тонов
Этика и состояния
Чистое тело – ясный ум

Лекции Л. Рона Хаббарда серии «Основы» (аудиоматериалы на CD):
«Лекции и демонстрации по Дианетике»
Лекции «Наука выживания»
Лекции «Мысль, эмоция и усилие»
Лекции «Жизненный континуум»
Лекции «Саентология: первая веха»
Лекции «Путь к бесконечности»
Лекции «Техника 88»
Лекции «Источник жизненной энергии»
Лекции «Власть тэты»
Лекции «Филадельфийский докторский курс»
Лекции «Факторы»
«Лекции в Финиксе»
«Конгресс объединения»
Лекции «Профессионального курса Хаббарда»

Лекции Л.Рона Хаббарда серии «Конгрессы» (аудиоматериалы на CD):
Первый международный конгресс по Дианетике и Саентологии
Западный конгресс
Конгресс «Процессинг вселенных»
Конгресс «Анатомия человеческого духа»
Конгресс игр
Лондонский конгресс по проблемам человека
Вашингтонский конгресс по антирадиации и конфронту
Лондонский конгресс по ядерному излучению, контролю и здоровью
Конгресс свободы
Конгресс способностей
Конгресс клирования
Лондонский конгресс клирования
Конгресс успеха
Конгресс «Тэта-клир»
Конгресс «Состояние человека»
Лондонский конгресс по распространению и помощи
Конгресс «Анатомия человеческого разума»
Конгресс «Чистые руки»
Конгресс успеха в клировании

Лекции Л.Рона Хаббарда (аудиоматериалы на CD):
Лекции «Профессионального курса по Дианетике»
Лекции «Специального курса по оценке человека»
Лекции «Золотой рассвет»: Финикские вечерние лекции
«Лекции в театре Линдсей: лондонские дневные лекции»

Лекции Л.Рона Хаббарда серии «Классические лекции» (аудиоматериалы на CD):
История Дианетики и Саентологии
Истоки Саентологии
Введение в Дианетику
Динамики
Обучение и образование
Отличия Саентологии от других философий
История клирования
Надежда человечества
Неправильное действие – это бездействие Игры
Саентология и способности
Повышение эффективности
О второй динамике: секс, дети и семья
Руководство по эксплуатации человеческого разума
История исследований
Душа: хорошая или плохая?
Машины ума
Неутомимые искания человека
Части, из которых вы состоите
Аберрация – как с ней справляться
Утрата свободы
Постулат, пришедший из Золотого века
Деньги
Как контролировать истерию
Завоевание физической вселенной
Помощь
Дефиниции саентологических терминов
Лидерство
Оргсхема и жизнедеятельность
Саентология и эффективное знание
Дефиниции организации
Саентология Ноль
Саентология и традиции
Пять состояний
Дорога к истине
Предоставление бытийности
Супружество
Детская Саентология
Свободное существо
О постижении непостижимого
Основное различие между Дианетикой и Саентологией
Осознание осознания
С этим можно что-то сделать
Замешательство и стабильное данное
Области применения Саентологии
Хаотичность
Проект по Третьей динамике
Ответственность: как создать Третью динамику
Человек – животное, человек – бог
Будущее Саентологии и западной цивилизации
Выживание и гибель
Ваши саентологические организации: что они делают для вас

Лекции Л.Рона Хаббарда (видеоматериалы на DVD):
Введение в Саентологию
Таблица классов и ступеней
Конгресс клирования

 

_______________________________

  1.  Религия – (лат. religio — «совестливость, благочестие, набожность, предмет культа») – специалистам известно более пяти тысяч религий и свыше 250 определений понятия «религия». Одной из наиболее распространённых является точка зрения, согласно которой термин «религия» применяется для обозначения воззрения, основанного на вере в то, что сверхъестественные силы существуют и что отношения с ними возможны (Основы религиоведения. Учебник. / Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, М.П. Новиков и др./; Под ред. И.Н. Яблокова. М.: Высш. шк., 1994. С. 13). В данном документе под религией понимается определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организацию (церковь, религиозную общину, религиозную группу).
  2.  Церковь – основная форма религиозной организации в Саентологии. В отличие от миссии церковь может обучать саентологических священников.
  3.  Миссия – начальная форма религиозной организации в Саентологии.
  4.  Теология и практика современной религии. Справочная работа, представленная Международной Церковью Саентологии. Копенгаген: «New Era Publication International», 1998. С. 55–56.
  5.  Хаббард Л.Р. Дорога к счастью. New Era Publication International, 2007. С. 232.
  6.  Хаббард Л.Р. Саентология 0-8, книга основ. Копенгаген: «New Era Publication International, 2007. С. 3.
  7.  Хаббард Л.Р. Дорога к счастью. Копенгаген: «New Era Publication International», 2007. С. 151.
  8.  Хаббард Л.Р. Дорога к счастью. Копенгаген: «New Era Publication International», 2007. С. 57–59.
  9.  Саентология-08. Книга основ. Копенгаген: «New Era Publication International», 2007. С. 396.
  10.  Саентологичсекая религия: истоки, церемонии, проповеди и службы. Копенгаген: «New Era Publication International», 1999. С. 4.
  11.  Хаббард Л.Р. Дорога к счастью. Копенгаген: «New Era Publication International», 2007. С. 57–59.
  12.  Хаббард Л.Р. Дорога к счастью. Копенгаген: «New Era Publication International», 2007. С. 11–12.
  13.  Хаббард Л.Р. Дорога к счастью. Копенгаген: «New Era Publication International», 2007. С. 78, 81.
  14.  Хаббард Л.Р. Дорога к счастью. Копенгаген: «New Era Publication International», 2007. С. 84.
  15.  Хаббард Л. Р. Наука выживания. Копенгаген: «New Era Publication International», 2007. С. 487.
  16.  Хаббард Л. Р. Наука выживания. Копенгаген: «New Era Publication International», 2007. С. 229.
  17.  Хаббард Л.Р. Дорога к счастью. Копенгаген: «New Era Publication International», 2007. С. 192.
  18.  Хаббард Л.Р. Введение в саентологическую этику. Лос-Анжелес: «Bridge Publication Inc.», 2007. С. 3.
  19.  Хаббард Л.Р. Введение в саентологическую этику. Лос-Анжелес: «Bridge Publication Inc.», 2007. С. 3.
  20.  Хаббард Л.Р. Введение в саентологическую этику. Лос-Анжелес: «Bridge Publication Inc.», 2007. С. 513.
  21.  Хаббард Л.Р. Дорога к счастью. Копенгаген: «New Era Publication International», 2007. С. 13–16.
  22.  Хаббард Л.Р. Саентология — настольная книга. Копенгаген: «New Era Publication International», 1999. С.471.
  23.  Хаббард Л.Р. Дорога к счастью. Копенгаген: «New Era Publication International», 2007. С. 29.
  24.  Хаббард Л.Р. Дорога к счастью. Копенгаген: «New Era Publication International», 2007. С. 33.
  25.  Серия «Л. Рон Хаббард», Гуманист. Освобождение общества от наркотиков. Копенгаген: «New Era Publication International», 2012. С. 35.
  26.  Серия «Л. Рон Хаббард», Гуманист. Освобождение общества от наркотиков. Копенгаген: «New Era Publication International», 2012. С. 35.
  27.  Серия «Л. Рон Хаббард», Гуманист. Публикации и очерки. Копенгаген: «New Era Publication International», 2012. С. 21.

 

 Расшифровка ряда терминов взята из издания: Элбакян Е.С. Религии России. Словарь-справочник. М.: «Энциклопедия», 2014, поскольку в этом издании дано наиболее точное и емкое описание специфических для Саентологии понятий.

 

Источник:http://scientologyfacts.ru/osnovy-socialnoj-koncepcii-saentologicheskoj-cerkvi-v-rossii/

 Rambler's Top100