Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 184 гостей и 3 зарегистрированных пользователей на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



ОБЗОР ИНФОРМАЦИИ О ЦИХСПД В РУССКОЯЗЫЧНЫХ МЕДИА - июль-сентябрь 2016

Печать

 

...Лето и начало осени 2016 года ознаменовалось для религиозных организаций в России чередой вполне оправданных беспокойств, связанных с заметным усилением наступления на гарантированное Конституцией РФ право на свободу совести, в том числе – религиозную свободу. В кампании, ориентированной на реванш тоталитаризма, приняли участие практически все системные сферы официоза – законодатели, СМИ, правоохранительная и судебная системы, а также различные группировки «нео-штрейкбрехеров», где сравнительная малочисленность активистов с лихвой компенсировалась беззастенчивостью и безнаказанностью.

 

Продолжая наблюдения за изменениями в условиях существования религиозных меньшинств на примере последователей Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, нельзя не отметить их осложнения, которое, зачастую, формируется благодаря далеким от объективности причинам. Сегодня такими факторами вполне очевидно стали изменения идеологического плана, характеризуемые, впрочем, не только беспорядочностью разного рода инициатив и проектов, но и наличием в них элементов деструктивности.  

Несмотря на обычно наблюдаемую летом сонливость СМИ и информационного пространства в целом, в этом году в России эту пору можно было охарактеризовать, как сравнительно активную. То, что активность в основном стимулировалась  общественной напряженностью, вызванной самыми разными причинами, особых сомнений не вызывает. Разного рода активисты – как конструктивной, так и деструктивной направленности, ранее отдыхавшие где-то в это время, летом 2016-го постоянно заявляли о своем существовании, что, само собой, давало пищу для публикаций в медиа.

Правда, большинство примеров конструктивной активности того, что осталось от гражданского общества, привлекали СМИ гораздо реже. Сообщать обществу о беспокойстве россиян по поводу надвигающейся экологической, энергетической и общей социальной катастрофе с обсуждением их причин на взгляд контролирующих администраций незачем. Поэтому акцент, как всегда происходило в подобных ситуациях в стране, делался даже на традиционном «поиске врагов», что представляет собой один из способов отвлечения внимания общества от его реальных проблем, для чего, как правило, системными медиа используются любые методы.

Так, например, в первый же день июля пикет, организованный явно «ради галочки» пятью молодыми людьми в Севастополе  - с держанием плаката с малопонятным текстом «Если не мормон, жми на клаксон» отчего-то широко и подробно освещася на местном телевидении. Подробности, правда, оказались довольно красноречивы: первоначально заявленное количество «участников акции» в 70 человек, было тут же скорректировано до 7 человек, а в реальности пришло пятеро. Да и появление этих пятерых в несогласованном с властями пикете было истолковано чиновниками, не давшими разрешения на манифестацию, как «ни что иное, как способ развития религиозного конфликта».

С чем было связано стремление неизвестных антикультистов хотя бы как-то заявить о себе, так и осталось непонятным. Однако, днем ранее издание «Час пик» выражало свое удивление саморекламой сторонников ДНР, где «подробно и в красках рассказывается об отжатом здании церкви мормонов». Начиная с названия сепаратистской статьи «Мечты должны сбываться», автор публикации упоминает, что «душераздирающий рассказ о том, как в Донецке разграбили и раздолбали старый ЗАГС, а потом "мечты сбылись" и наконец-то удалось отжать "хороший крепкий домик, выстроенный на века" трудолюбивыми мормонами и перевезти [загаженный] аборигенами ЗАГС туда». Автор публикации не без сарказма советует «обязательно почитайте», так как это, похоже, хорошая иллюстрация к «черной зависти» в действии. «Они даже не понимают, что пишут. Вот это вот все издается многотысячными тиражами и распространяется в Донецке, да еще потом выкладывается в интернет и подается чуть ли не как полет Гагарина в космос», - так звучит вывод публикации.

С одобрением в РФ нового законопроекта, а затем и утверждении норм о миссионерстве, создающих немалую путаницу и названных в народе «антимиссионерским» законодательством, все, кроме одной-двух религиозных организаций в стране столкнулись с разного рода новыми проблемами. Избирательное применение положений действующего законодательства давно стало обыденной практикой соответствующих государственных структур, что позволяет применять к избранным репрессивные меры «законно». Однако, это никак не отразилось на уважении  к самому  закону тех религиозных сообществ, которые принципиально стремятся к его полному соблюдению. В полной мере это можно отнести и к организациям с последователями Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормонам), о реакции которых на изменения 12 июля 2016 сообщал со ссылкой на церковные документы Интернет-ресурс «Голос Америки».

Речь шла о Заявлении Церкви Иисуса Христа Святых последних дней в России, что «миссионеры будут соблюдать закон, подписанный на днях президентом Владимиром Путиным». «Церковь будет уважать, соблюдать и повиноваться этому закону, – говорится в заявлении ЦИХСПД. – Церковь будет изучать и анализировать закон и его влияние, когда он вступит в силу». Отмечая, что миссии мормонов «останутся в России и будут работать в рамках требований, налагаемых данными изменениями», заявление СМИ сообщает, что «Начиная с 20 июля, миссионеры будут работать в рамках более жестких правил. Закон в частности требует, чтобы миссионерская работа выполнялась людьми, связанными с зарегистрированными организациями. Миссионеры и организации, уличенные в проведении молитвенных собраний и распространении материалов в жилых помещениях, могут быть подвергнуты штрафу до 50 тысяч рублей для миссионера и до миллиона рублей для организации.

Кроме того, религиозная деятельность может осуществляться лишь в культовых зданиях и других местах религиозного характера. Критики считают это требование чересчур жестким. Оно может означать, что мормоны не смогут рассказывать о своей вере через Интернет или в доме, в который их пригласили».

По существу, такого рода законодательство означает полный запрет на гарантированную Конституцией РФ свободу исповедания какой бы то ни было религии – в данном контексте и для более, чем 22700 российских граждан – членов Церкви Иисуса Христа Святых последних дней.

Сообщая о том, что дискриминация гарантированной Основным законом государства религиозной свободы касается не одних только российских мормонов, Интернет-издание ссылается на мнение комиссии по международной религиозной свободе, которая «осудила новый закон, заявив, что он наделяет власти «широкими полномочиями по ограничению гражданских свобод». Организации других религиозных общин, таких как мусульмане и свидетели Иеговы, также должны регистрироваться, чтобы заниматься религиозной деятельностью. Закон также предусматривает усиление слежки за телефонными разговорами и социальными сетями».

Нет ничего удивительного в том, что введение летом 2016 в законодательство «антимиссионерских» норм должно было неизбежно освещаться различными СМИ не только в России, но и за рубежом. В этом отношении реакции российской религиозной общественности и ряда сравнительно независимых СМИ совпадали с реакциями зарубежных медиа. Элементы здравого смысла при ознакомлении с новостями, касающимися столь серьезных факторов, как массовое сознание, присутствуют у людей самых разных убеждений и мировоззрений. В этом отношении независимость мышления россиян ничем не отличается от таковой же у представителей других наций, этносов и государств.

Так, например, газета «Экономические известия» анализирует редакционную статью, опуликованную The Wall Street Journal, считающую, что «, закон потенциально затрагивает все религиозные конфессии, в том числе РПЦ. «Но перед его ужасающим воздействием на свободу вероисповедания особенно уязвимы малочисленные конфессии», и «упоминает о евангелических и харизматических христианских течениях (их представители часто молятся в домашних церквах), а также о мормонах, чью церковь русские националисты называют «тоталитарной сектой» и «рукой ЦРУ».

Нетрудно заметить, что только христиане-протестанты и мормоны упоминаются зарубежными аналитиками, вероятно, по причине недостаточных представлений о масштабах религиозных сообществ, затронутых в стране «антмиссионерской» составляющей введенных поправок. В этом отношении, при анализировании той же публикации The Wall Street Journal, Центр актуальной политики, также упоминая давление на российских мормонов, делает вывод, что «Закон является частью более широкого подавления независимого гражданского общества в России, что также включает в себя жесткие ограничения на деятельность иностранных аналитических центров. Это напоминание о трагической неудачи России в деле построения свободного общества после краха коммунизма».

На примере религиозного сообщества мормонов можно наблюдать разные условия социальной атмосферы, в которых существуют в начале 21 века различные религиозные организации. Это характеризуется и содержанием сообщений русскоязычных медиа. Например, сообщения ИА Regions в июле 2016 о торжественном открытии нового представительства Церкви Иисуса Христа Святых последних дней в Риге (Латвия), где в процессе первого же, посвященного этому благотворительного концерта был организован сбор средств на дорогостоящую операцию в германской клинике для девочки. Сообщается, также, что еще один офис мормонов находится в Лиепае, однако именно здесь, в столице Латвии, в помещении общей площадью в 1326 м2 станет возможным проведение семинаров, концертов, выставок, бесплатных консультации для семей и курсов английского языка и др.

Ну, а в Астрахани, о чем сообщало агентство «Арбуз», несмотря на жару и пору отпусков, местные активисты-молодогвардейцы устроили пикет у некоего здания, где, по их мнению, «мормоны веруют молодежь». Неугомонные «неокомсомольцы» демонстрировали безлюдной улице плакаты с надписями «Осторожно! Американские секты!», «Мормоны — иностранная псевдорелигиозная организация!» и другой информацией о российской религиозной организации, которая свободно распространяется в стране антикультистами.

18 августа на Новосибирском бизнес-портале появилось сообщение об удовлетворении иска представителя ЦИХСПД, поданного в связи с запретом на строительство своего здания, объявленного региональными властями. В частности, мэр Новосибирска А.Локоть заявлял, что «подобного рода “деструктивные организации” в городе быть не должны. (...) что религиозные секты, которые финансируются из-за рубежа, волнуют правительство, из-за чего представители власти не могут позволить возведение церкви». Заявление чиновника, слабо разбирающегося не только в вопросах религии, но и в законодательстве приняли. Но окончательное решение было принято лишь в конце августа.

Согласно сообщению РАПСИ, «седьмой арбитражный апелляционный суд подтвердил решение первой инстанции, которым был признан незаконным отказ мэрии Новосибирска утвердить градостроительный план церкви мормонов, говорится в материалах дела. Тем самым апелляция отклонила жалобу департамента строительства и архитектуры мэрии Новосибирска на решение первой инстанции. Арбитражный суд Новосибирской области 17 июня удовлетворил соответствующий иск "Религиозной ассоциации церкви Иисуса Христа святых последних дней в России" к департаменту».

Надо отметить, что решение было вынесено несмотря на своего рода «артподготовку» в СМИ, которыми за несколько дней до последнего заседания суда распространялась информация о «чуждых традиции мормонах» и, якобы, крайне негативном отношении к ним общественности, что станет решающим для запрета верующим построить здание.

Так ИА «Федерал-пресс», например, буквально за неделю до судебного вердикта сообщало со ссылкой на местного культуролога Романовского, что «для среднестатистического новосибирца слово мормон – имя нарицательное. Мормон – сиречь сектант, сектант – сиречь криминал. Учитывая место будущей стройки – частный сектор, цыгане и неблагополучные семьи, разрешение мэрии на возведение подобного здания только усилило бы напряженность в этой локации. Даже несмотря на то, что это практически центр города, я бы не стал называть это место спокойным». Интересно, что даже церковный антикультист О. Заев, в отличие от светского отзывался о чужой для него религии не столь грубо, хотя и более «по-иезуитски»: «Скорее всего, это будет дом для собраний с детской игровой комнатой, спортивной площадкой и так далее. А когда скандал утихнет, они легко перестроят здание под свои нужды. Есть такая фраза – «Для того чтобы победить врага, нужно воспитать его детей». А секты, которые действуют на территории нашей страны, медленно разрушают сознание наших сограждан, начиная еще со школьного возраста».

Пусть и не впервые, но в качестве комментария к распространению подобных измышлений среди соотечественников, уместно заметить, что такие искажения информации о религиях и религиозных сообществах россиян могут иметь успех лишь при условии серьезной степени безграмотности в вопросах истории религий. К сожалению, этот фактор беззастенчиво используется разного рода функционерами, вероятно отвечающими таким образом на сиюминутный «идеологический заказ» при откровенном игнорировании норм морали и права. Конечно, это свидетельствует не только о глубокой степени морального падения представителей «новых воинствующих антирелигиозников», но и о нанесении ими серьезного ущерба состоянию общественных представлений о религии, которые становятся все менее реалистичными.

Это, в свою очередь, выливается в то, что представители религиозных меньшинств в сегодняшней России избираются в качестве «мальчиков для битья» всеми, кому не лень. При этом, в стране существует ряд регионов, где разжигание ненависти по религиозному признаку ставится едва ли не «на поток».

Вероятно, к такого рода регионам можно отнести и Самарскую область, где к концу августа 2016 имел место прецедент вынесения судебного решения о выдворении из России шестерых мормонов-волонтеров, обвиненных в уклонении от постановки их на миграционный учет, как сообщила о том газета АиФ Самара.

В качестве предлога для провокации, местными властями было проигнорирована постановка шестерых молодых людей на миграционный учет по адресу принявшей их религиозной организации, тогда как предъявление им претензий при проверке по какому-либо иному адресу было банальным шельмованием. Тем не менее, суды Советского и Самарского районов областного центра сочли нужным «найти нарушение» и оштрафовать верующих, несмотря на отсутствие нарушения ими действующего законодательства РФ.

История формирования и глубина цинизма ситуации, при которой религиозные организации и их законопослушные члены оказались в современной России жертвами дискриминации их прав, была изложена в конце августа в статье Р.Лункина на сайте «Религия и право». Опубликованная под заголовком «Шпионские игры: уроки выживания для мормонов», статья позволяет проследить «эволюционирование откровенности» преследований религиозных меньшинств на примере последователей Церкви Иисуса Христа Святых последних дней начиная с начала 2000-х до наших дней.

Автор отмечает, что «Российская политика в значительной степени скорректировала линию поведения мормонов в нашей стране. Вначале были ликвидированы курсы английского языка для всех желающих, которые проводили американские студенты-миссионеры. В 2000-е годы курсы объявлялись нелицензированной образовательной деятельностью, а студентов депортировали. После принятия пакета законов Яровой Церковь мормонов фактически была вынуждена отказаться от прежних форм миссионерства и приспособиться к новым положениям закона. Приезжающие в Россию молодые проповедники перестали быть миссионерами, ведущими публичную деятельность. Всякая деятельность вне церковной территории им была запрещена. Студенты стали называть себя волонтерами, которые приехали в Россию налаживать межцерковные контакты и помогать на приходе. Они участвуют в собраниях, богослужениях и других религиозных обрядах и церемониях, иных церковных и благотворительных мероприятиях, осуществляя таким образом международные внутриконфессиональные контакты.

Но и это не спасло миссионеров, для которых правоохранительные органы приготовили свои инструменты давления и репрессий.

Новизну действий специальных служб продемонстрировали ситуации в Самаре, Саратове и Ростове-на-Дону.  25 августа 2016 года появилась информация о депортации шести волонтеров Церкви в Самаре. Причем, в большинстве сообщений говорилось о том, что их выслали за то, что они не встали на миграционный учет, что является неправдой. В официальном заявлении Церкви отмечается, что с 1999 года все миссионеры ставились на учет по адресу религиозной организации, а живут в частных квартирах. Эта практика распространена по всей России – иностранцы приезжают и регистрируются по адресу приглашающей их организации. Главное, что это возможно, согласно п.п. 4 п. 1 статьи 2 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ».

Таким образом, в поиске любых поводов для осуществления дискриминации верующих по признаку «неугодного» вероисповедания, местные администрации и правоохранительные органы при поддержке прокуратуры и суда, могут легко игнорировать закон. Объяснить это можно лишь внеправовыми политическими причинами, которые в обыденной речи именуются как произвол.

Кроме того, как замечает автор статьи, «Почти все судебные процессы в отношении Церкви мормонов сопровождаются туманными сюжетами на телеканалах и материалами в местной прессе о том, что якобы были пойманы не студены, а шпионы. После решения о депортации миссионеров из Самары также появились сообщения, что волонтеры якобы знакомились с какими-то людьми с режимных предприятий, а в область прибыло за год 200 иностранных проповедников. То, что волонтеров в Церкви шесть, и они работают только на территории Церкви, никого не интересовало. Таким же образом в апреле 2015 года сообщалось, что за нарушения пограничного режима задержаны мормоны – в сюжетах на телевидении было достаточно размытых кадров с полем и деревней. С точки зрения разума не совсем ясно, зачем из студентов, которым, как правило, не более 20 лет, создают грозных шпионов на пустом месте. Но если представить, что в реальности все эти мероприятия и суды различные органы (УФМС, полиция, прокуратура, УФСБ) проводят против подростков, то сотрудники этих органов будут выглядеть очень смешно».

Саркастичная ирония статьи вполне понятна. Но такого рода тренды, как правило, действительно смешными могут восприниматься для наблюдателей со стороны, тогда как для тех, кто оказывается «внутри» циничных процессов, они заканчиваются, как правило, драматично.

В качестве одного из примеров неприглядной роли СМИ в процессе нагнетания ненависти по религиозному признаку, можно привести и публикацию ГТРК-Самара от 29 августа 2016 года. Статья, представляющая собой конспект телесюжета, касается уже упомянутого августовского прецедента с обвинением шестерых волонтеров в нарушении порядка регистрации. Сначала ГТКР сжато упоминает о предъявляемых верующим претензиях, а затем пускается в пространные рассуждения о том, что «по данным силовиков, данная религиозная организация подчинена церкви мормонов, основанной в США», «правоохранители отмечают, что за последние годы количество прибывающих в Самарскую область в рамках миссионерской деятельности граждан США увеличилось», а «данный факт можно оценивать и как проявление повышенного интереса со стороны США к региону».

Казалось бы, такого рода информация здравомыслящим и просвещенным обывателем не может быть сочтена несущей в себе какие-либо угрозы. Но на фоне тенденции к изоляционизму и формируемых фобий в отношении зарубежных стран, такие не имеющие отношения к религии и верующим отступления, могут объясняться провокативными намерениями со стороны издания. О том же говорит и ссылка статьи на некий неназываемый источник, который утверждает, что «Миссионеры церкви мормонов регулярно перемещаются по Поволжью, каждые три месяца меняют место фактического проживания, самостоятельно арендуя квартиры, сознательно не вставая на миграционный учет», так что «правоохранители не исключают, что таким образом иностранцы хотят скрыться от контроля со стороны правоохранительных органов».

Распространение ложных сведений – диффамации, домыслов и выводов, которые из них делаются, - классифицируются в политологии пропагандой, направленной на формирование «образа врага». В данном случае, «врага по признаку вероисповедания», которое искусственно ассоциируется в сознании читателя с аналогичной «враждебностью» других образов.

Разумеется, ужесточение дискриминации религиозных меньшинств, распространившееся и на мормонов, не могло не  давать никаких результатов. Согласно сообщению радио «Свобода» со ссылкой на сведения, полученные от AP и Deseret News, Церковь Иисуса Христа Святых последних дней не скрывает, что количество верующих, отправлявшихся ранее в качестве волонтеров в Россию, будет сокращено в связи с новым законом.

Так 30 молодых людей, готовящихся в штате Юта, будут оказывать помощь в других русскоязычных миссия в Восточной Европе, а Россию отправятся лишь 47 человек. Однако, насколько удастся молодым людям реализовать свое намерение помогать нуждающимся в соответствии с их религиозной этикой, конечно, неизвестно. В этом отношении «Свобода» напоминает, что «в начале августа 6 миссионеров задерживались российской полицией из-за проблем с визой. Троих депортировали в другие страны. Эта мера отмечает последнее изменение, сделанное Церковью Иисуса Христа святых последних дней, с тех пор как российский президент Владимир Путин подписал летом закон, накладывающий ограничения на отправление религиозных обрядов».

Усугубление проблем, которые испытывают в России религиозные меньшинства, не ограничивается одним лишь появлением антиконституционных нормативов. Мормонам довелось испытать это на себе уже в начале сентября 2016 в Дальневосточном регионе РФ.

Судя по полученным от религиозной организации, информационных ресурсов силовых ведомств и независимых корреспондентов из Владивостока, в офисе Церкви Иисуса Христа Святых последних дней в этом городе для обвинения верующих был использован подброс материалов в их помещение. Аналогичная технология фальсификации улик широко используется в России в отношении организаций Свидетелей Иеговы, которым удалось записать некоторые эпизоды на видео.

О происшедшем в филиале ЦИХСПД во Владивостоке подбросе верующим порнографических видеокассет стало известно от местных СМИ, которые обнародовали информацию в довольно безапелляционной форме.

По сообщению ИАЦ «Сова», местное издание VL.ru опубликовало 2 сентября материал под заголовком «В церкви мормонов во Владивостоке изъяты диски с детской порнографией» - буквально сразу после посещения офиса религиозной организации правоохранителями. Сообщение официального сайта УМВД России по Приморскому краю от 9 сентября 2016 года появилось лишь через неделю и было гораздо менее категоричным.

Так, в отличие от первоначальной публикации VL.ru, где о «преступлении» сообщалось, как о бесспорном факте, полицейский ресурс сообщал уже лишь об «обнаружении дисков, предположительно содержащих видеофайлы порнографического характера», о назначении «экспертных исследований» и поиске «лиц, причастных к обороту порнографических материалов».

Таким образом, тон полицейского сообщения, не смотря на продолжавшиеся уже по другим поводам визиты правоохранителей, пожарных и др. в религиозную организацию, заметно отличался от откровенной кампании в СМИ.

«Вполне очевидно, что официальное сообщение правоохранительных органов выглядит соответствующим общепринятому подходу этой госструктуры к распространению информации о своей деятельности, - сообщал по этому поводу RP. -  Поэтому появление сразу в целом ряде краевых СМИ (например, Вести, Лайф, Комсомольская правда, ИА Primpress, NewsBox-24 и др.) публикаций со ссылками на полицию - об уже возбужденном уголовном деле (?) (в отношении кого – мормонов, полиции, третьих лиц, подкинувших в религиозную организацию диски?), о том, что «сложно стало мормонить с обострением внешне политической ситуации», и «если раньше на такие организации наши спецслужбы смотрели сквозь пальцы, то сейчас практически все они получили статус иностранных агентов и теперь их прессуют по полной».

Провокационная статья в Vl.ru была довольно скоро удалена, что вполне вероятно объясняется как присутствием в ней элементов клеватнических измышлений, так и серьезным возмущением со стороны не только мормонов, но и других религиозных сообществ и нерелигиозной общественности в стране. Не исключено, что свою роль могли сыграть и публикации с объективным освещением случившегося, предпринятые PrimaMedia (Владивосток) и RP (Москва).

Так, агентство во Владивостоке сообщает как о предположении верующих, что «улики» в их отношении были сфальсифицированы, так и об отсутствии дальнейших процессуальных действий со стороны полиции. Ресурс религиоведческого центра из Москвы отмечает, что в отличие от происходящих один за другим подбросов запрещенных материалов Свидетелям Иеговы, «данный инцидент во Владивостоке выглядит несколько иначе, так как по всей видимости представляет собой намеренную либо необдуманную попытку организации скандала. Не исключено, что публикация СМИ непроверенных сведений, способных разжигать ненависть по религиозному признаку, осуществлялась либо с целью пиара, либо в силу рекомендации неустановленных структур либо круга лиц».

Хорошим обзором стремительного усложнения ситуации с религиозными меньшинствами в России после принятия «антимиссионерских» статей, может выглядеть «взгляд со стороны»  Майкл Элисон Чендлер в публикации ИноСМИ перевода ее статьи «Новый российский закон создает серьезные проблемы для миссионеров». Ссылаясь на данные различных источников, обладающих сведениями о религиозной ситуации в России, автор демонстрирует своего рода «карту» гонимых верующих россиян, где наряду с другими религиозными сообществами свое место занимает и Церковь Иисуса Христа Святых последних дней.

«Мормоны — одна из многих религиозных групп, пытающихся работать в соответствии с новым законом, который запрещает проповедь или распространение материалов религиозного содержания. Исключение составляет миссионерская деятельность, которая осуществляется лицами, имеющими официальное разрешение, в зарегистрированных культовых зданиях или специально выделенных местах. Запрет распространяется на миссионерскую деятельность в частных домах и в интернете», - сообщает статья.

В пользу того, что усиление антирелигиозной кампании, направленной в России против религиозных меньшинств можно объяснить в том числе косностью и надуманными страхами, свидетельствует в статье и Джош Харрисон – мормон, работавший в миссии в Самарской области в 2013-2015 гг. сообщает: «Согласно проводившейся пропаганде, мы представляли собой какую-то секту или шпионскую сеть, потому что мы были американцами». По его словам, согласно статье, «во время вторжения России в украинский Крым и его аннексии там произошел всплеск антиамериканских настроений, вызванных поддержкой Соединенными Штатами антироссийских протестов на Украине» и «миссионеры в целях безопасности перестали носить свои беджи, поэтому стало нелегко узнавать в них американцев». При этом, «региональные власти осуществляли за ними строгий надзор. Было трудно оформлять и переоформлять визы в каждом новом городе, и он провел «массу времени в такси», возя свой паспорт из одного учреждения в другое».

В заключение можно было бы высказать предположение, что в ближайшие месяцы при условии сохранения тенденции идеологического и административного реванша тоталитаризма в стране, большинство религиозных сообществ в России ожидают нелегкие времена. В первую очередь это касается религиозных меньшинств, для дискриминации которых используются не только противоречащие конституционным принципам нормы законодательства, но и прямые провокации с привлечением к тому организованных групп. Жертвами произвола становятся, конечно, не только мормоны, но и другие христиане - Свидетели Иеговы, российские христиане-пятидесятники, православные, а также мусульмане, индуисты, язычники и последователи таких новых религиозных движений (НРД), религиозность которых воспринимается нестереотипной в силу невозможности сравнивать их доктрины с известными доктринами древних мировых религий.

 

RP

 Rambler's Top100