Регистрация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 279 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте

Ресурсный правозащитный центр

РАСПП

Портал Credo. Непредвзято о религии   Civitas - ресурс гражданского общества

baznica.info   

РЕЛИГИЯ И ПРАВО - журнал о свободе совести и убеждений в России и за рубежом

 

адвокатское бюро «СЛАВЯНСКИЙ ПРАВОВОЙ ЦЕНТР»  

Религиоведение     Социальный офис

СОВА Информационно-аналитический центр   Религия и Право Информационно-аналитический портал

Акции



Е. БЛАВАТСКАЯ. «ЗОРОАСТР В "ИСТОРИИ" И ЗАРАТУШТРА В ТАЙНЫХ АННАЛАХ»

Печать



[Неоконченная статья, впервые опубликована в "Theosophist" X-XI за 1958]

Благие ошибки в истории часто не лучше следствий умышленных искажений, ибо оставляют у исследователей ложное впечатление, которое трудно изгладить. Так, некоторые из наших европейских филологов не способны найти более философского толкования названия Зенд-Авеста, кроме того, что "она означает трутница". Говоря о религии великого арийского реформатора, профессор Монье-Вильямс справедливо замечает в "Nineteenth Century", что "возможно, в результате критического обзора не-христианских систем, выявлено больше замечательных фактов, нежели высоко духовной природы древней веры, обычно называемой религией Зороастра", и добавляет несколько высказываний, кои, если их проанализировать оказываются ложными. Как это обычно бывает — с христианскими профессорами — вся правда ловко завуалирована и дух фанатизма вечно настороже, чтобы как можно лучше использовать имеющиеся скудные факты и попытаться (если бы только путем умозаключений) возвеличить еврейскую Библию за счет всех остальных религий.

Так, например, он говорит: "Только за последние несколько лет успех иранских изысканий позволил уяснить истинное значение текста Авесты — известной как Зенд Авеста — которая для зороастризма является тем же, чем Веды для брахманизма. Вследствие полученных сведений, становится ясно, что одновременно с иудаизмом сложилась неидолопоклонническая, монотеистическая форма религии, созданная, по крайней мере, одною ветвью арийской расы и содержащая высокий моральный кодекс и много сходства с самим иудаизмом. И бесспорность сего факта основывается не только на свидетельстве зороастрийских писаний. Она подтверждается многочисленными аллюзиями в работах греческих и латинских авторов. Мы знаем, что сам отец истории, писавший примерно за 450 лет до христианской эры, сказал о персах следующее: "Воздвигать статуи, храмы и алтари у них не принято. Тех же, кто это делает, они почитают глупцами". Геродот объясняет это тем, что персы не считают богов человекоподобными созданиями, как это делают эллины, но отождествляют с Высшим Существом весь небесный свод. Мы также знаем, что Кир Великий, который, вероятно, был зороастрийцем, вызывал большую симпатию у евреев; и был назван Исаией "мужем правды" (XLI,2), "Пастырем Господним" (XLIV, 28), "Помазанником Божиим" (XLV, 1), коему было поручено "исполнять всю волю Господа" и выполнять все его указы касательно восстановления храма и возвращения избранного народа на родную землю". ["The Religion of Zoroaster" // Nineteenth Century, vol. IX, January 1881, p.156.]

Вышеприведенные строки могут прочесть сотни исследователей, и все же ни один из них не заметит духа их умозаключений. Оксфордский профессор хотел бы убедить читателей, будто "неидолопоклоннический и монотеистический" зороастризм сложился "одновременно с иудаизмом"; то есть, если мы вообще понимаем значение этих слов, будто первая система возникла в тот же период истории, что и последняя — в таком случае, сие заявление является крайне ошибочным и обманчивым. О религии Заратуштры свидетельствует — и самым определенным образом — не один известный греческий и латинский автор, в чьих работах, кстати, вы не отыщете подобной ссылки на иудаизм или "избранный народ" — столь мало были они известны до возвращения (?) из вавилонского плена. Аристотель утверждает, что Зороастр жил за 6000 лет до Платона [Плиний Старший, "Естественная история", книга XXX.].

Гермипп Александрийский, заявляющий, что якобы читал подлинные книги зороастрийцев, являет великого Реформатора учеником Агонасиса (Agon-ach или Агон-Бог) и преуспевающим за 5000 лет до падения Трои; его заявление, таким образом, подтверждает утверждение Аристотеля, так как Троя пала за 1194 года до нашей эры и, по свидетельству Климента, некоторые думают, что Эр или Эрус, сын Армения — о видении коего повествует Платон в своем "Государстве", Книга X — означает не что иное, как Зардошт [Климент Александрийский (Тит Флавий), Строматы, кн. V, xiv.]. С другой стороны, Александр Полигистор говорит о Пифагоре (жившем приблизительно за 600 лет до Р.Х.), что он был учеником ассирийского Назарата [Греческие писатели часто называют Зороастра ассирийским Назаратом. Данное слово происходит от Назар и Назир (разделенные, отделенные) — очень древней секты адептов, существовавшей за многие века до Христа. "Они были врачами, целителями, лечившими больных наложением рук, и посвященными в Мистерии" — См. "Мишна Назир" в "Талмуде", девять глав коей излагают предписания, касающиеся Назореев. (М. Джост, "Israelite Indeed", II, 238.) Они отращивали длинными волосы и бороды, не пили вина и давали обет целомудрия. Иоанн Креститель был Назореем, а также Илия, о ком сказано в Четвертой Книге Царств (i, 8): "человек тот весь в волосах".]; Диоген Лаэртский [имеется в виду его труд "О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов", кн.VIII, Пифагор.] утверждает, что философ из Самоса был посвящен в мистерии "халдеями и магами"; и, наконец, Апулей заявляет, что Пифагора учил именно Зороастр.

Все эти противоречия, сведенные воедино, доказывают: 1) что "Зороастр" — имя родовое и 2) что было несколько пророков с этим именем. Некогда существовал первобытный и чистый магизм, который позднее был извращен жрецами, что бывает с каждой религией, утратившей дух и сохранившей лишь мертвую букву. Доказательство сего мы вновь находим в Дарии Гистаспе, вошедшем в историю как сокрушивший магов и учредивший чистую религию Зороастра — религию Ормазда; тем не менее, на его гробнице высечена надпись (недавно обнаруженная), которая гласит, что он, Дарий, был "учителем и иерофантом магизма". Но наиболее убедительное доказательство содержится в самой Зенд-Авесте. Будучи не самым древним зороастрийским Писанием, она, подобно Ведам, совершенно умалчивающим [Факт, прекрасно доказывающий, что Веды существовали до потопа или того катаклизма, который изменил лик Центральной Азии за 10000 лет до Р.Х. Барон Бунзен помещает Зороастра в Бактрии и относит эмиграцию бактрийцев к Инду за 3784 года до Р.Х., а исторический и геологический потоп — приблизительно за 10555 лет до нашей эры ("Egypt's Place in Universal History", том V, стр.77-78, 88).] о Потопе, не выказывает ни малейшего признака того, что автор ее когда-либо был знаком с народами, перенявшими впоследствии его вероисповедание, хотя существовало несколько исторических Заратуштр: установивший культ солнца у парсов; появившийся при дворе Гуштаспа и наставлявший Пифагора...

Точно так же и титулы, пожалованные Исаией Киру — "Муж Правды" и "Пастырь Господень" — доказывают многое только тому, кто верит в божественность библейских пророчеств, [Многие критики (христианские) полагают, что последняя часть книги пророка Исайи (XL-LXVI) была написана неизвестным автором времен [вавилонского] пленения.] ибо Исаия жил за 200 лет до Кира (с 760 по 710 гг. до Р.Х.), тогда как великий перс процветал и начал царствовать в 559 году. Если Кир и защищал евреев после завоевания Вавилона, то только потому, что задолго до этого они приняли его веру; и если он отослал их назад (а многие ученые археологи ныне серьезно сомневаются, были ли евреи в Палестине до эпохи Кира), то было это сделано все по той же причине. Евреи по возвращении представляли собою просто персидскую колонию, пропитанную всеми идеями магианизма и зороастризма.

Большинство их предков, так же, как и сабеи, некогда поклонялись Бахусу, почитали Солнце, Луну и Пять Планет, Саваофа царства света. В Вавилоне они познали культ Семи-Лученосного бога — отсюда и Семиричная Система, пронизывающая всю Библию, и Гептактис Книги Откровения; и секта фарисеев (150 г. до Р.Х.) — наименование коей с гораздо большим основанием можно вывести из "фарси" или парси, нежели из арамейского Perishin (разделенный) — чьим величайшим раввином был Гиллель Вавилонянин и чьи "верования и обряды, унаследованные от их праотцов... не вписаны в закон Моисея", как говорит фарисей Иосиф Флавий ("Иудейские древности", XIII, x, 5 и 6). Вся ангелология и символика персов или, скорее, зороастрийцев, была ими заимствована. И халдейская каббала, которую они столь много читают и изучают на собраниях своей тайной Ложи, члены коей именуются Кабирим, от вавилонского и ассирийского Кабиры — величайшие мистические божества — хорошее тому подтверждение [Кабирам поклонялись в Хевроне, городе Бери-Енака или сынов Енаковых.]. Нынешние евреи являются талмудистами, придерживающимися позднейших интерпретаций моисеева Закона ["Не существует еврейского манускрипта древнее кенникотова манускрипта №154, датируемого 1106 годом н.э." (Дональдсон). "Массора была записана в 506 г. н.э." (Элия Левита). (Левита Элия Леви (?-1549) — еврейский грамматик. Сам себя называл "Ashkenazi" (Немец), имел также прозвище "Bachur" (Юноша, или Студент), которое позднее присвоил своей еврейской грамматике. Содействовал изучению еврейского языка в христианских кругах и написал много научных трудов по еврейской грамматике. Научную ценность представляют его работы о "Массоре": "Concordance to the Massora" (1536) и "Massoreth Hamasoreth" (1538). — ред.)], и лишь несколько ученых раввинов-каббалистов остаются единственными, кто может дать некоторое представление об истинной религии евреев, живших за два века до Христа и в первом веке после него.

Истинная история Зороастра и его религии никогда не была записана. Сами парсы утратили ключи к своей вере и должны искать сведений по сему предмету отнюдь не у своих ученых мужей. Примем ли мы время жизни Заратуштры на основании свидетельства Аристотеля — за 6000 лет до Р.Х. — или согласно более современному ученому Навроджи Фаридунджи [Навроджи Фаридунджи (1817-85) — индийский просветитель и реформатор. Адьюнкт-профессор Эльфинстонского Института и лидер партии "Молодежь Бомбея". Играл ведущую роль в учреждении первой школы для девочек, местной библиотеки, литературного общества, дискуссионного клуба, политической ассоциации, общества по улучшению условий жизни местных женщин, ассоциации юристов, института по религиозным и социальным реформам и первых общеобразовательных периодических изданий. Е.П.Блаватская ссылается на его работу "Tareekh-i-Zurtoshte". — ред.] из Бомбея, который датирует его 6 веком до Р.Х. ("Tareekh-i-Zurtoshtee" или "Дискуссия об эпохе Зороастра") — все являет тьму и противоречия, и каждое утверждение сталкивается с непреодолимыми фактами. Общество Рахнуман Маздайаснан Сабха, основанное в 1851 году с целью вернуть вере Зороастра ее первозданную чистоту, было не более удачливо в своих изысканиях. Стоит ли тогда удивляться несоответствиям, часто даже бессмыслице, преподносимым нашими современными учеными, если в своих исследованиях они не могут опереться ни на один авторитет, кроме нескольких классических, но всеже ненадежных писателей, рассказывающих лишь о том, что в свои дни сами слышали об этой величайшей доисторической личности.

Аристотель, Диоген Лаэртский, Страбон, Филон Иудейский, Тертуллиан и, наконец, Климент Александрийский да еще несколько других — единственные водители наших европейских ученых. А насколько достоверны позднейшие отцы церкви, можно заключить из того, что говорит его преподобие доктор Х.Придо [Хэмфри Придо (1648-1724) — английский богослов и востоковед — ред.] о доктринах Зороастра, разбирая Сад-дар. "Пророк — заявляет он — проповедовал кровосмешение! Заратуштра учит, "что в этом нет ничего противозаконного и что мужчина может жениться не только на своей сестре или дочери, но даже на собственной матери"! ["An Universal History from the Earliest Accounts of Time to the Present", London, 1747-1754. Vol. V, p. 405.]

"Мудреца далекой древности" — как называет Зороастра Платон — христианские фанатики превратили в "раба Даниилова" (само существование коего нынешние мужи науки считают мифом) и обвиняют "персидского Пророка" в том, что тот был лже-пророком, проповедовавшим "учение, украденное у евреев"! (Д-р Придо). Истинно замечает Варбуртон в своей "Divine Legation", что "все это — сплошной вымысел и противоречит всей ученой античности", и если один христианский писатель делает Зороастра "современником Дария Гистаспа и слугою одного из еврейских пророков, то другие, в приступе еще одной лжи, относят его ко времени Моисея и даже говорят, что он был самим Авраамом, более того, причисляют его к строителям Вавилона". Зороастр д-ра Придо, говорит Фабер, "и Зороастр глубокой древности, похоже, совершенно разные личности". ("О мистериях кабиров", II, 154) [О Заратуштре говорят, что он возрождался к жизни. "Я есмь тот, кто живет и умирает" — эта надпись на авестийском и древнебактрийском языках обвивает талию его гигантской статуи, веками пребывающей в круглой пещере одной из гор Бухары. Пещера посвящена Митр-Азу — незримому Божеству, рожденному пещерою, выдолбленной в скале...].

В этих джунглях противоречий спорными вопросами являются следующие: 1) существует ли какая-нибудь возможность получить нечто вроде достоверных сведений хотя бы о последнем, если не о первом Заратуштре; и 2) каким способом можно извлечь истинный смысл религии, проповедуемой в Авесте (включая более поздние Гаты), из аллегорических диалогов "Вендидада".

Ответ мы знаем заранее: "Поскольку сие не удалось сделать ученейшим из востоковедов — Гаугу, Мюллеру [Макс Мюллер (1820-1900) — выдающийся англ. филолог-востоковед, крупнейший специалист по общему языкознанию, индологии, мифологии. — ред.] и другим — то надеяться больше не на что". Авеста стала — и должна остаться — книгой за семью печатями для парсов, а доктрина Зороастра — мертвою буквой для будущих поколений.

Полагаем, что мнение это ошибочно, по крайней мере, в отношении второго вопроса. Если бы все, касающееся личности самого Основателя — как бы достоверно сие ни было подтверждено идентичными традициями и материальными доказательствами в виде его статуй в различных частях мира и особенно в Средней Азии — рассматривалось как простая традиция (а что еще есть история?), тогда его религию, по крайней мере, можно было бы воссоздать так же безошибочно, как точная наука восстанавливает вид допотопных животных по кусочкам окаменелых костей, собранных в сотне различных мест.

Время, терпение и особенно искреннее стремление — вот все, что требуется. Наши востоковеды никогда не задумывались о единственной крупице истинного зороастризма, осевшей ныне в древних анналах. Более того: вплоть до недавних пор они презирали ее и высмеивали само название оной. Еще полвека назад она не была даже переведена, да и ныне ее понимает лишь горстка истинных оккультистов. Мы говорим о халдейской Каббале, само название которой незнакомо сотням образованных людей. Несмотря на все отрицания профанов, мы повторяем вновь и вновь, что ключ к правильному пониманию Авесты и ее составных частей сокрыт на дне верно истолкованных книг каббалы [Еврейское слово "каббала" происходит от корня "получать". Стало быть, это запись доктрин, полученных халдейскими магами и посвященными евреями (Даниил был главою магов) от Заратуштры, чьи доктрины, вследствие их глубочайшей философии, предназначались лишь для избранных, тогда как экзотерические обряды магизма выродились в популярную вульгарную магию, иудаизм, и другие деградировавшие антропоморфические и ритуалистические системы.], состоящей из "Зогара" ("Сияние"), составленного раввином Шимоном Бен Йохай; "Сефер Иециры", или "Книги Творения" [Вернее, Эволюции. Эта книга излагает систему, рассматривающую вселенную с математической точки зрения и показывающую, посредством систематического развертывания "творения" и гармонии, царящей во всех ее законах, что она произошла от Единой Причины — Эйн Софа — Бесконечного Ничто. Что она никогда не имела начала и никогда не будет иметь конца; отсюда — передача мертвой буквы книги Бытия, непонятной без помощи каббалистического... [Манускрипт обрывается].] (приписываемой патриарху Аврааму, но написанной халдейским священником) и "Комментария Сефирот" — последние суть творческие принципы или силы, тождественные Амеша-Спэнтам.

Вся Авеста слита воедино с этикой и философией Вавилонии — стало быть, ее следует искать в халдейском каббалистическом учении, ибо доктрины Зороастра распространились через Заратуштру — пятого Посланника (5400 лет до Р.Х.) — от Бактрии до Мидии, а потом, под названием магизм (Magavas, или "Могущественные"), стала одно время всеобщей религией всей Средней Азии. Ныне она называется монотеистической по тому же принципу, что обратил вульгаризированный магизм в монотеизм позднейших израильтян. Если атрибуты Ахурамазды или Ормазда сильно походят на атрибуты еврейского Иеговы (хотя и более практичного), то не потому, что эти двое являют собою истинно "Мистическое Божество" — Непостижимое Все — но просто вследствие того, что оба суть человеческие идеалы, возникшие из одного и того же источника.

Как Ормузд, происходя из Изначального Света, который сам эманировал из Высшей непостижимой сущности, именуемой "Зерван-Акарана" — Вечное или Бесконечное Время — является лишь третьим в божественной эволюции, так и Иегова в "Зогаре" является третьим из Сефиротов (к тому же, женскою пассивною силой), называемым "Разум" (Бина) и представленным под божественным именем Иегова и Аралим. Следовательно, ни один из них никогда не был ЕДИНЫМ "Вышним" Богом. Что касается Иеговы, то именно из Эйн Софа — Бесконечного, Единого, эманирует Аур — "Изначальный Свет" или "Изначальная Точка", которая, вмещая в себе всех Сефиротов, эманирует их одного за другим; совокупность их составляет Адама Кадмона — архетип человека. Иегова, стало быть — лишь десятая часть (седьмая каббалистически, ибо первые три суть Одно) Адама или интеллектуального мира, тогда как Ормузд есть глава семи Амешаспэнтов или их Духовная совокупность — следовательно, выше Иеговы, хотя и не Вышний.

Давайте же сразу признаемся, что в своих грубых материальных концепциях мы антропоморфизировали и, так сказать, опошлили каждую величественную религиозную идею, дошедшую до нас из глубокой древности. Физически и интеллектуально мы прогрессируем и мужаем в силе и мудрости, но каждодневно теряем в духовности. Мы можем "крепнуть силой", но духом — никогда. И только изучая реликвии прошлого и сопоставляя, безо всякой сектантской предубежденности и личных предрассудков, религиозные идеалы всех народов, мы окончательно убедимся, что все они — ручейки одного и того же источника. Многочисленны и разнообразны оттенки света и тени, которые наш ослепленный взгляд едва ли может следить на залитой солнцем долине. Глупец воскликнет: "Эта тень моя — ее отбросил мой дом"! Мудрец же устремит свой взор к небесам и тихо молвит: "Это лишь следствие, и то временное!" и сосредоточит внимание на Единой Причине — Великом "Духовном Солнце".

* * *
Незаконченная заметка, записанная не почерком Е.П.Блаватской и, очевидно, относящаяся к одному из ее примечаний в вышеприведенной статье.

"Я есмь тот, кто живет и умирает" — гласит надпись на поясе статуи в круглом пещерном храме Бухары. Согласно древнему поверью, время от времени Z возрождался к жизни, но тем ли путем, которым, как утверждают ламаисты, перевоплощаются Будды, я сказать не могу. Брат, посетивший Армению, как я вам уже говорил, нашел недалеко от озера Ван и большой горной цепи, к югу от Баязида, "целую библиотеку из цилиндров" — наподобие тех драгоценных глиняных цилиндров, которые Джордж Смит [Смит Джордж (1840-76) — английский ассиролог. По профессии — гравировщик банкнот. Благодаря влиянию Сэра Генри Роулинсона, был назначен ассистентом в отдел ассирологии Британского Музея. Самой ранней его удачей была находка двух надписей: одна обозначала дату полного затмения солнца в месяце Сиван (май) в 763 г. до Р.Х., другая — дату вторжения еламитян в Вавилон в 2280 г. до Р.Х. Получил всемирную известность своим переводом халдейского повествования о Потопе. Участвовал в широкомасштабных раскопках Ниневии и Куюнджика. Одним из его лучших трудов является "Ancient History from the Monuments". "The History of Babylonia" издан уже после смерти автора в 1877 г. — ред. Упоминаемый здесь "Брат" — адепт, известный под именем Илларион Смердис. — ред.] раскопал в Ниневии. И он говорит, что эти цилиндры "в один прекрасный день смогут сильно пошатнуть дикие теории и интерпретации всех этих Анкетиль-Дюперронов [Анкетиль-Дюперрон Гиасент (1731-1805) — востоковед. В 1755 г. отправился в Индию с целью изучения языков санскритского и так называемого зендского. Вернувшись в Париж, он был назначен переводчиком восточных языков при Королевской библиотеке. Его главный труд — издание перевода Зенд-Авесты (П., 1771). — ред.], Шпигелей и Гаугов".

Как индусские пилигримы утверждают, что приближаясь к храму в Бадринате, иногда можно видеть высоко в горах, среди снегов... так и в Армении существует подобная традиция. Молва гласит, что ежедневно, на заходе солнца, там появляется...

* * *

Далее следует вторая часть манускрипта Е.П. Блаватской. Вероятно, она была некогда задумана как продолжение предыдущей части.

Парсы справедливо жалуются, что сами мобеды утратили истинный смысл своей религии, но и среди них есть несколько ученых мужей, пытающихся разгадать тайну зороастризма — но как? Не чтением и изучением зендских манускриптов или упражнением своих мозгов, но обнародованием того, что им сообщают западные ученые. Насколько искажена религия Заратуштры, можно заключить из следующих примеров. Его преподобие д-р Х.Придо, например, комментируя "Сад-дар", уверяет читателей, будто Заратушт учил свой народ кровосмешению! Но только в подтверждение своего довода он не приводит ни единой книги зенд, ни одного труда, написанного парсом, зато ссылается на такие христианские и еврейские авторитеты, как Филон Иудей, Тертуллиан, Климент Александрийский (См. "An Universal History", цитируемую выше).

Евтихий, священник и архимандрит одного из константинопольских монастырей (5 век), пишет о зороастризме следующее: "Нимрод узрел огнь, подымающийся из-под земли, и он поклонялся ему; и с этого времени впредь маги поклонялись огню. И он назначил человека по имени Ардешан священником и слугою Огня. Вскоре после этого из пламени огненного заговорил с ним дьявол [как Иегова из горящего куста говорил с Моисеем?] и произнес: "Ни один человек не может служить Огню или познать Истину моей религии, прежде чем он не совершит кровосмешения со своей матерью, сестрой и дочерью, как ему предписано", и с тех пор священники-маги практиковали кровосмешение, но первым изобретателем сей доктрины был Ардешан".

Итак, что же сие означает? Да просто неверное истолкование мертвой буквы. В тайной доктрине, части которой содержатся в древнеармянских манускриптах или так называемых Месропских манускриптах [Месроп Маштоц (361-440) — армянский просветитель, ученый-монах, создатель армянского алфавита (405-406). — ред.] (до 312 года армяне были парсами), и по сей день хранящихся в древнейшем монастыре Армении, Эчмиадзине, о посвященных или магах сказано следующее: "Кто проникнет в тайны (священного) Огня и сольется с ним (как йоги соединяют свою душу со Вселенской Душой), должен прежде слиться душой и телом с Землей, своей матерью, человечеством, его сестрой и Наукой, его дочерью". Нет нужды объяснять символическое значение этого. Каждый знает, как почитал Заратуштра Землю, как он учил добру ко всему; и Знание, или Наука, никогда не станет дочерью или порождением человека, никогда не разовьется из его ума во всей своей чистоте, пока он не постигнет тайны Природы и человека, породившего Науку, или Знание.

Источник

http://www.theosophy.ru/lib/hpb-zoro.htm

 Rambler's Top100